Мы не можем быть полностью рациональны или поступать совершенно обдуманно, даже когда речь идет о данных, которыми мозг в состоянии каким-то образом управлять. Даже на уровне полностью обдуманного принятия решений - институты и культура общества дают о себе знать, причем не только в виде ограничений, но и как факторы, влияющие на формирование предпочтений и позволяющие обрести знания, на основе которых делается выбор. Кейнс также обратил внимание на то, что при определении ожиданий, наличествующих в реальном мире, природа и структура экономических институтов по крайней мере столь же существенна, как и «психология». О связи между социальными институтами и идеями индивидов писал Веблен, трактовавший институты как "устоявшиеся навыки мышления, общие для большинства людей" (Veblen, 1919, p.239). Эта цитата свидетельствует ещё и о том, что Веблен придавал большое значение привычным действиям в экономической жизни. Таким образом, можно дать институту более полное определение, как социальной организации, которая посредством традиции, обычая или правовых ограничений формирует долговременные рутинизированные схемы поведения. Именно благодаря этой долговечности и рутинизированности открывается возможность каких бы то ни было практических приложений социальных наук в нашем столь сложном и порой капризном мире. Однако для того чтобы раскрыть всю значимость и сложность взаимодействия между институтами и деятельностью в обществе и экономике, необходимо изучить те аспекты мышления и деятельности, которые в меньшей степени связаны с сознательным обдумыванием.
На финансовом рынке работают так называемые финансовые посредники, или финансовые институты, которые представляют собой организации, выпускающие финансовые обязательства, т.е. требования к себе и продающие их в качестве активов за деньги[3 с.9]. На полученные таким образом средства приобретаются финансовые активы других компаний. В финансовых посредниках (институциональных инвесторах) зачастую заинтересованы как экономические субъекты, имеющие временные свободные денежные средства (кредиторы), так и субъекты, нуждающиеся в денежных средствах (заёмщики), так как они получают определенные преимущества и выгоды.
С позиции кредиторов выгоды финансового посредничества таковы.
Во-первых, посредники осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов между кредиторами при выдаче синдицированных (совместных) кредитов, во времени и иным образом, что ведет к снижению уровня кредитного риска. При отсутствии финансового посредника велик кредитный риск, т. е. риск невозврата основной суммы долга и процентов. Чистый доход посредника определяется разницей между ставкой за предоставленный им кредит и ставкой, под которую сам посредник занимает деньги, за вычетом издержек, связанных с ведением счетов, выплатой заработной платы сотрудникам, налоговыми платежами и т. д.
Во-вторых, посредник разрабатывает систему проверки платежеспособности заемщиков и организует систему распространения своих услуг, что также снижает кредитный риск и издержки по кредитованию.
В-третьих, финансовые институты позволяют обеспечить постоянный уровень ликвидности для своих клиентов, т. е. возможность получения дополнительных наличных денег. Для некоторых видов финансовых институтов государство устанавливает законодательные нормы, регулирующие ликвидность.
Институциональные инвесторы в настоящее время доминируют в торговле ценными бумагами[3 с.12]. Они контролируют более 70% дневного оборота Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Институциональные инвесторы сделали акцент на оценке эффективности инвестиций и выявлении определяющих факторов. Это привело к развитию сложных систем анализа и управлением инвестиционного портфеля. [3 с.758] Накопительные схемы предназначены для тех, кто не желает получать доходы в денежной форме. Простейшая схема включает автоматическое реинвестирование распределяемых средств, когда инвесторы выбирают дополнительные акции вместо получения наличных выплат.
Когда речь идет о конкретных методах накопления средств неотъемлемого процесса финансового рынка, расчета пенсий, пенсионных резервов и т.п. возникает необходимость в создании пенсионного фонда. На финансовом рынке в России работают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), предоставляющие дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов работодателей и работающего населения. Негосударственные пенсионные фонды играют важную роль на пенсионном рынке в передаче информации и формировании предпочтений, ожиданий и действий индивидов, воздействуют на поведение и склонность других агентов, собранных под эгидой данного рыночного института. Таким образом, действие рыночных обычаев и правил в какой-то мере «навязывает» индивиду, незаметно для него самого, специфические типы поведения на рынке.
Условно выделяют два вида пенсионных фондов - страховой и производственный (профессиональный). Принципиальная отличительная черта накопительной модели - самостоятельное формирование застрахованным собственной пенсии: уплаченные им страховые взносы не идут на выплату пенсии другим получателям в текущий период, а помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке с целью увеличения. Данная модель наиболее соответствует принципам рыночного хозяйства, способствует формированию принципов экономического человека, в частности, его самообеспечение.
Теоретически могут быть выделены три основных метода финансирования деятельности ПФ: [6]
• безрезервный (метод покрытия текущих расходов);
• полного резервирования;
• последовательного создания пенсионного резерва.
Безрезервный метод. Данный метод не предполагает образования полномасштабного пенсионного резерва за счет поступающих в фонд пенсионных взносов. Основная часть этих взносов используется для покрытия текущих пенсионных выплат физическим лицам, достигшим пенсионного возраста и не вносящим на данный момент пенсионные взносы. По сути дела в этом случае используется финансирование пенсионного обеспечения по принципу «договора поколений». Небольшой резерв, образуемый фондами, использующими данный метод, предназначается, как правило, не для выплаты будущих пенсий участникам, а для покрытия возрастающих в будущем издержек пенсионной системы. Поэтому в качестве инвестиционного ресурса данный резерв или не используется вообще, или используется в течение очень ограниченного срока.
Метод полного резервирования. При использовании метода полного резервирования все пенсионные взносы участников и вкладчиков фонда (за вычетом установленной нагрузки на покрытие издержек фонда по ведению дела) поступают в резерв. В свою очередь, весь образуемый резерв используется для финансирования инвестиционных программ фонда, а полученный инвестиционный доход автоматически направляется в пенсионный резерв каждого участника (начисляется на персональные счета участников). После наступления пенсионного основания все накопленные средства поступают участникам в порядке, предусмотренном договором. Определяемый в договоре размер инвестиционного дохода регулируется ожидаемой процентной ставкой. Тем самым предполагается, что все вкладчики и участники фонда полностью оплачивают свои будущие пенсии, поскольку рыночная процентная ставка по своей сути является платой за время отсрочки текущего потребления. Получая инвестиционный доход в виде разницы между денежной суммой выплаченных фондом пенсий и номинальной стоимостью взносов, участники фонда тем самым только возмещают свои альтернативные издержки, т. е. компенсируют упущенные возможности получения дохода от иного использования денежных ресурсов.
Таким образом, в целом за весь срок участия в фонде по каждому участнику в отдельности соблюдается принцип эквивалентности обязательств. Однако в каждый данный момент времени (до завершения участия в фонде) между современной дисконтированной стоимостью выплат и современной стоимостью взносов существует различие, которое определяет величину резерва по каждому участнику фонда.
Метод полного резервирования является основным при заключении индивидуальных пенсионных договоров, предлагающих перечисление пенсионных взносов вкладчиков и участников на именные пенсионные счета участников. Поэтому он применяется преимущественно в НПФ открытого типа.
На первой стадии роста НПФ происходит очень быстрое увеличение резерва. Это обусловливается как накоплением взносов, так и образованием инвестиционного дохода. После прекращения поступления взносов ситуация может складываться по-разному. Если выплаты осуществляются быстро, пенсионный резерв исчерпывается. При выплате в течение ряда лет после прекращения поступления взносов происходит постепенное снижение объема резерва. Если пенсионным договором предусмотрена отсрочка выплат, резерв в период отсрочки продолжает расти за счет прироста инвестиционного дохода, а потом снижается. Но в любом случае к моменту завершения срока выплат этот уровень по каждому из контрактов сводится к нулю.
Метод последовательного создания пенсионного резерва. Метод последовательного создания пенсионного резерва применяется подавляющим большинством НПФ корпоративного типа. Суть этого метода заключается в том, что для всех участников фонда или для какой-либо их группы образуется единый солидарный счет. НПФ несет обязательства выплачивать из этого счета пенсии, эквивалентные дисконтированной стоимости взносов всех участников и вкладчиков фонда, но размеры выплат отдельным участникам не равны дисконтированной стоимости их взносов.
При использовании метода последовательного создания резерва, как и в случае полного резервирования, величина инвестиционного потенциала НПФ, образуемого за счет привлеченных средств, претерпевает значительные изменения на разных стадиях функционирования фонда.
Пенсионные выплаты каждому участнику поступают из общей суммы взносов, аккумулируемых НПФ, и лишь при превышении суммарной стоимости текущих выплат над взносами дополняются поступлениями из инвестиционного дохода.
Возрастание роли негосударственных пенсионных фондов, как субъектов финансово-кредитной инфраструктуры обусловливается, прежде всего, тем, что они аккумулируют пенсионные взносы, которые выплачиваются, как правило, на протяжении длительного временного периода и составляют значительный источник денежных средств. Пенсионные фонды с помощью поступающих к ним в форме взносов денежных средств приобретают самые разнообразные активы, выступая в роли «коллективного инвестора». В этом смысле негосударственные пенсионные фонды являются не только субъектами финансово-кредитной инфраструктуры, но и субъектами инвестиционной инфраструктуры, обслуживающими инвестиционный рынок на этапе его взаимодействия с рынком капитала, в том числе фондовым рынком и рынком ссудного капитала.
Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма [1 c. 1260]некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учёт пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ. Фонды осуществляют деятельность и производят выплату негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения. Фонд приобретает права юридического лица, получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению с даты получения разрешения (лицензии). Эти финансовые институты характеризуются устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах, имеют возможность инвестировать средства в долгосрочные высокодоходные финансовые инструменты.
Деятельность фонда [1] по негосударственному пенсионному обеспечению участников осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Учредителями негосударственного пенсионного фонда могут быть как юридические, так и физические лица. Лица, являющиеся учредителями фонда, не имеют прав на его имущество. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а учредители, вкладчики и участники не отвечают по обязательствам фонда.
Порядок создания и функционирования НПФ до издания Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» регулировался Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ негосударственный пенсионный фонд определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. При получении лицензии величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять с 1 января 2005 г. — не менее 30 млн. руб., с 1 июля 2009 г. — не менее 50 млн. руб. Учредительным документом фонда является устав, который утверждают его учредители.
Исключительными видами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.
Законодательство РФ разграничивает функции в системе негосударственного пенсионного обеспечения: аккумулирование пенсионных взносов осуществляется НПФ с последующей передачей пенсионных активов управляющей компании. В связи с этим действующие в системе негосударственного пенсионного обеспечения России институты можно отнести к организациям двойного траста. [5 с. 75] В Федеральном законе был учтен опыт функционирования НПФ. В нём законодательно определен целый комплекс вопросов функционирования фондов, начиная от их создания, ликвидации, до состава обязательной документации, в которую входят Правила Фонда, Пенсионный договор, Пенсионные схемы и т. п. В Законе регламентированы права и обязанности всех сторон, участвующих в системе негосударственного пенсионного обеспечения, гарантии исполнения фондом своих обязательств, определены процедуры регистрации и лицензирования НПФ, а также вопросы государственного контроля за их деятельностью. Закон определил и статус НПФ. В России они могут создаваться в форме некоммерческой организации социального обеспечения. Негосударственные пенсионные фонды имеют дело с сегментом длинных денег финансового рынка. Одно из основных положений, связанных с деятельностью этого сегмента гласит: длинные деньги не могут быть получены в короткое время.
Деятельность пенсионного фонда можно представить как инвестиционный процесс, распадающийся на два этапа. На первом этапе путем периодических взносов создаётся резерв (фонд). Полученные денежные средства инвестируются для получения доходов. На втором этапе (отдача от инвестиций) средства расходуются на выплату пенсий. Теоретически к концу жизни пенсионера созданный резерв должен быть исчерпан. Пенсионный фонд в своей деятельности должен базироваться на принципах диверсификации, минимального риска и долгосрочных вложений.
В качестве управляющей компании негосударственного пенсионного фонда может выступать акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами[4 с.474]. В качестве специализированного депозитария для негосударственного пенсионного фонда может выступать акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, имеющие лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
При всем многообразии НПФ функционирование их осуществляется на основе общих правил, обобщаемых понятием технологии деятельности фонда, включая информационное обеспечение соответствующих процедур. Информационно технологическая схема работы НПФ для реализации своих уставных целей должна выполнять следующие основные функции:
- разрабатывать правила фонда (пенсионные программы, схемы) пенсионного страхования граждан;
- заключение договоров о дополнительном пенсионном обеспечении, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;
- сбор, аккумулирование и персонифицированный учет пенсионных взносов, формирование активов НПФ;
- заключение договора об управлении активами НПФ;
- передача активов в управление компании по управлению активами НПФ;
- заключать договоры с депозитариями, другими участниками и субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению;
- определять инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;
- рассматривать отчеты управляющих компаний и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;
- начисление на персональные пенсионные счета участников фонда инвестиционного дохода пропорционально сумме пенсионных накоплений;
- ведение актуарных расчетов принятых и принимаемых обязательств;
- контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд;
- осуществление пенсионных выплат и выкупных сумм вкладчикам, перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд;
- информирование участников фонда о состоянии их пенсионных накоплений.
В зависимости от вариантов накопления пенсионных прав, методов накоплений, вариантов выплат пенсий, выкупных сумм и наследования можно провести следующую краткую классификацию корпоративных пенсионных программ:
Формирование пенсионных прав работников:
- с установленными взносами;
- с установленными выплатами.
Формирование накоплений:
- только взносы участников;
- только взносы работодателя;
- обязательные взносы работодателя и добровольные работника;
- обязательные взносы работодателя и обязательные работника;
- обязательные взносы работника и доход от инвестирования обязательных взносов работодателя.
Методы выплат пенсий:
- пожизненные;
- срочные: на заданный период времени, с заданной пенсией, до исчерпания;
- отложенные пенсии.
Метод выкупных сумм: есть, нет.
Метод наследования: есть, нет, условия наследования.
Для каждой пенсионной схемы должно быть разработано соответствующее программное обеспечение, доступное для участников и вкладчиков. При этом должны быть предусмотрены методы расчетов, используемые в коллективных схемах для вариантов:
- минимально необходимое финансирование схемы;
- продолжение работы схемы с заданными взносами и/или выплатами;
- прекращение работы схемы.
Средствами фонда являются: вклады учредителей, пенсионные взносы, инвестиционный доход и иные законные поступления. В зависимости от применяемых пенсионных схем НПФ создаются как фонды с установленным размером взносов и с установленным размером выплат[7 с. 5]. В фондах с установленными размерами взносов действуют гарантии периодического поступления обусловленных договором о дополнительном пенсионном обеспечении сумм, что в наибольшей степени отвечает интересам фонда. Поступающие пенсионные взносы зачисляются на персональные пенсионные счета (индивидуальные и солидарные). При наступлении обусловленного в договоре случая участник фонда приобретает право на получение накопленной (с учетом распределенного инвестиционного дохода) суммы полностью или по частям. В фондах с установленными размерами выплат действуют гарантии отчислений фиксированного в абсолютных или относительных величинах размера дополнительной пенсии. При этом методические принципы и порядок определения размера пенсионного взноса устанавливается фондом в зависимости от продолжительности сроков внесения взносов, инвестиционной политики, оценки экономической ситуации в стране или регионе и других факторов. С этой целью выполняются специальные актуарные расчеты баланса пенсионных накоплений и выплат, от правильности которых зависит финансовая устойчивость и стабильность работы фонда.
Собственное имущество НПФ [8 с.219] подразделяется на :
- имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда;
- пенсионные резервы;
- пенсионные накопления.
Деятельность НПФ финансируется за счет имущества[10], предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, которое формируется за счет:
- совокупного вклада учредителей фонда;
- целевых взносов вкладчиков;
- 15% дохода, полученного от размещения пенсионных резервов и дохода, полученного от размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности. Фонд осуществляет раздельный учет пенсионных резервов и имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности.
Для обеспечения собственной платежеспособности по обязательствам перед участниками НПФ обязан формировать пенсионные резервы[8 с.219]. А для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления.
Рассмотрим основные финансовые потоки в НПФ[9 с. 534]. В финансовых потоках НПФ основными элементами являются пенсионные резервы, их размещение и выплаты негосударственных пенсий согласно выбранной пенсионной схеме.
Пенсионные резервы — совокупность средств, находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. Пенсионный договор — соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию. В практике работы НПФ в зависимости от того, является вкладчик юридическим лицом или физическим, по-разному формируются пенсионные резервы.
При заключении пенсионного договора с физическим лицом (участником) фонд открывает именной пенсионный счет участника и схема формирования пенсионных резервов выглядит следующим образом. Как правило, в корпоративных фондах используется двухканальная схема для формирования пенсионных резервов участника. Наряду с ежемесячными поступлениями взносов от участника (источник взносов - заработная плата участника) предприятие перечисляет на его именной пенсионный счет взносы от предприятия. Вкладчик (юридическое лицо) ежемесячно дает распоряжение о сумме взносов, зачисляемых на именные пенсионные счета. В открытых фондах, как правило, существует один канал формирования пенсионных резервов за счет отчислений с заработной платы участника.
Размещение пенсионных резервов характеризует инвестиционный потенциал НПФ. Наличие временного промежутка между поступлением взносов и пенсионными выплатами позволяет НПФ до завершения всех выплат использовать его для финансирования инвестиционных программ фонда. Поскольку НПФ являются некоммерческими организациями, то весь доход от размещения пенсионных резервов (законодательно фондам разрешено не более 15% дохода от размещения пенсионных резервов использовать на покрытие расходов фонда) распределяется на именные и солидарные пенсионные счета в основном с учетом величины пенсионных резервов на конкретном счете и срока их накопления. Порядок распределения дохода определяется правилами конкретного фонда. Инвестиционный ресурс НПФ находится в зависимости от способа образования пенсионных резервов.
Размещение пенсионных резервов осуществляется в соответствии с планом размещения пенсионных резервов НПФ, принимаемым (уточняемым) советом пенсионных резервов НПФ, принимаемым (уточняемым) советом НПФ не реже одного раза в год. Размещение пенсионных резервов осуществляется на принципах надежности, сохранности ликвидности, доходности и диверсификации. План размещения пенсионных резервов является частью пенсионных правил НПФ и определяет направления и порядок размещения пенсионных резервов НПФ. Средства пенсионных резервов, предназначенные для выполнения текущих обязательств по выплатам участникам и находящиеся на банковских счетах фонда, не должны превышать размера обязательств по выплатам на ближайшие три месяца.
По степени риска объекты размещения пенсионных резервов разделяются на следующие объекты вложения:
- безрисковые объекты вложения, для которых риск потери активов не превышает 10%;
- объекты вложения минимального риска, для которых риск потери активов составляет 10-25%;
- объекты вложения повышенного риска, для которых риск потери активов составляет 25-50%;
- рискованные объекты вложения, для которых риск потери активов превышает 50%;
- недопустимые объекты вложения;
Пенсионные резервы НПФ не могут также служить предметом залога и источником уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам НПФ, управляющей компании, депозитария и вкладчиков НПФ, кроме уплаты по обязательствам, вытекающим из пенсионных договоров.
При размещении пенсионных резервов наряду с ограничениями по составу и виду доходности должны соблюдаться следующие количественные ограничения по степени риска объектов размещения:
- вложения повышенного риска и в рискованные объекты вложения (не более 20% стоимости);
- рискованные объекты вложения (не более 10% стоимости).
Пенсионные резервы состоят из резервов покрытия пенсионных обязательств и страхового резерва. Резервы покрытия пенсионных обязательств создаются по каждому виду пенсионных обязательств в размерах, достаточных для обеспечения их покрытия. Нормативный размер резервов покрытия пенсионных обязательств – минимальный размер пенсионного резерва, достаточный для обеспечения покрытия пенсионных обязательств. Он равен оплаченной стоимости пенсионных обязательств, определяемой как современная стоимость обязательств по действующим договорам о негосударственном пенсионном обеспечении, уменьшенная на современную стоимость будущих пенсионных взносов, поступление которых предусмотрено этими договорами. Нормативный размер страхового резерва определяется путем умножения нормативного размера резервов покрытия пенсионных обязательств на установленный норматив. Фактический размер пенсионных резервов равен современной стоимости поступлений денежных средств от активов, в которые размещены пенсионные резервы. Фактический размер страхового резерва равен современной стоимости поступлений денежных средств от активов, принятых в покрытие страхового резерва, формируемого за счет собственного имущества фонда после формирования в полном объеме резервов покрытия пенсионных обязательств. Пенсионные резервы, необходимые для обеспечения собственной платежеспособности НПФ, включают в себя необходимый объем ресурсов на покрытие всех пенсионных обязательств, а также страховой резерв. Пенсионные накопления застрахованных лиц в НПФ предназначены для выполнения финансовых обязательств НПФ перед застрахованными гражданами по обязательному пенсионному страхованию.
Страховой резерв формируется для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед своими участниками. Для страховых резервов законом установлен предельный уровень норматива, порядок формирования и использования. Фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через одну или несколько управляющих компаний, также имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги РФ, банковские депозиты и иные объекты инвестирования. Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений направляется на пополнение средств пенсионных накоплений, покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. Страховой резерв используется исключительно для пополнения недостающих резервов покрытия пенсионных обязательств. Проверка соблюдения установленных нормативов проводится при проведении актуарного оценивания НПФ. Данные о величине нормативных и фактических размеров резервов покрытия пенсионных обязательств и страхового резерва представляются НПФ в Инспекцию в составе годового отчета.
Средства пенсионных накоплений не могут направляться на приобретение ценных бумаг, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, кредитные и страховые организации, специализированный депозитарий и аудиторы, заключившие с фондом договоры на осуществление соответствующей деятельности. Использование срочных сделок (покупка опционов на ценные бумаги, заключение фьючерсных и форвардных контрактов) допускается как исключение в целях страхования рисков. На основании постановления от 30 июня 2003 г. N 379 рыночная стоимость ценных бумаг, составляющих инвестиционный портфель, сформированный за счет средств, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющей компании, рассчитывается в соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", осуществляющего обязательное пенсионное страхование, рассчитывается в соответствии со статьей 36.14 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах".
Структура инвестиционного портфеля должна удовлетворять определенным требованиям, установленным действующим законодательством. Законом разрешено определять структуру инвестиционного портфеля НПФ, как и управляющей компании, в форме инвестиционного индекса (индексов) для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствующий класс активов. Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. N 63. Постановлением N 379 установлены дополнительные ограничения по структуре инвестиционного портфеля и видов активов, в которые размещаются средства пенсионных накоплений в целях осуществления обязательного пенсионное страхования.
НПФ имеет право заключать с ПФР договор об обязательном пенсионном страховании. Застрахованное лицо определенного возраста может воспользоваться правом перехода в НПФ не чаще одного раза в год. Фонд вправе самостоятельно осуществлять ведение пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии либо заключать договоры на оказание услуг по ведению пенсионных счетов с другими организациями. Фонд ежегодно проводит сверку информации о размере средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии, нарастающим итогом с общим объемом средств пенсионных накоплений фонда, включая сверку за прошедший финансовый год.
Пенсия – это законная зарплата за прошлый труд работника (отложенное вознаграждение в виде пенсионных прав на выплаты), результаты которого (труда) используются сегодня[14 с. 22]. Такое понимание пенсии к настоящему времени признано и принято в большинстве стран мира и позволяет четко определять методологию накопления пенсионных прав и пенсионного капитала будущего пенсионера. Пенсионная программа представляет собой свод правил, определяющих порядок взносов в пенсионный фонд и выплат из фонда. Негосударственная пенсия – денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику негосударственного пенсионного фонда в целях его пенсионного обеспечения в размере и на условиях, оговоренных пенсионным договором. Существует большое множество вариантов пенсионных схем, различающихся по составу участников, наличию пенсионного резерва, источникам финансирования, праву собственности на средства фонда, методам управления и т.д. В мировой практике встречаются нефондируемые (pay as you go) и фондируемые (funded) схемы. В нефондируемых пенсионных схемах не создается финансового (страхового) резерва, и следовательно устойчивость их работы целиком зависит от финансовой стабильности учредителя. Фондируемые пенсионные схемы предусматривают создание значительного финансового актива, доходы от которого позволяют выплачивать пенсии. Наличие страхового фонда значительно снижает вероятность финансовых затруднений.
В целях перманентного контроля финансовой обеспеченности долгосрочных пенсионных обязательств и их соответствия накопленным пенсионным правам застрахованных в НПФ лиц деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года.
Оно должно быть направлено на:
- анализ исполнения финансовых функций фонда;
- долгосрочный прогноз основных параметров деятельности фонда;
- оценку финансовой сбалансированности (обеспеченности) обязательств фонда перед застрахованными;
- выработку требований по поддержанию финансовой устойчивости бюджета НПФ по текущим пенсионным обязательствам;
- разработку рекомендации по обеспечению финансовой стабильности бюджета НПФ в средне- и долгосрочной перспективе.
Результатом актуарного оценивания служит актуарное заключение, которое включает в себя количественную характеристику принятых конкретным НПФ долгосрочных финансовых обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, характеристику стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также конкретные предложения по обеспечению финансовой сбалансированности бюджета НПФ.
Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение с точки зрения институциональной среды в рамках реформирования обязательной пенсионной системы в России рассматривается как система, стратегическая цель которой – создание эффективного механизма дополнительного (добровольного) негосударственного пенсионного обеспечения, которое стало стабильным и потребность в добровольном страховании хотя и медленно, но постоянно возрастает. При этом, экономическую эффективность системы следует рассматривать не только как результат инвестиционной деятельности пенсионных фондов, но как взаимозависимость и взаимообусловленность деятельности по обеспечению достойного уровня жизни пенсионеров от функционирования экономической среды всего Российского общества.
Таким образом в рамках данной стратегической цели негосударственное пенсионное обеспечение призвано решать следующие задачи:
1. Создание гибкого, быстро реагирующего на изменения экономической системы негосударственного пенсионного обеспечения.
2. Создание равных условий добросовестной конкуренции для всех участников государственного и негосударственного пенсионного обеспечения и инвестирования пенсионного капитала, которое позволяет сделать выбор между услугами различных пенсионных систем, в том числе и на уровне субъектов Российской Федерации.
3.Развитие и совершенствование системы контроля и защиты прав граждан в сфере негосударственного пенсионного обеспечения.
4. Создание экономических и социальных стимулов участия субъектов хозяйствования, населения и пенсионных фондов в негосударственном пенсионном обеспечении.
5. Повышение занятости в экономике, которое посредством рынка труда влияет не только на уровень жизни экономически активного населения но и посредством отчислений взносов на уровень жизни пенсионеров.
Библиография:
1. Большой экономический словарь /под ред. А.Н.Азриэляна. - 6-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2004. - 1376 с.
2. Ходжсон Джэффри Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. - М.: Дело, 2003. - 464 с.
3. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. ИНВЕСТИЦИИ: Пер с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004 –XII, 1028 с.
4. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник./Под ред. Е.Ф. Жукова.-М: Вузовский учебник, 2004.- 491 с.
5. Инвестиции: учеб./Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 440 с.
6. Михайлов А.В., Харченко О.В. Моделирование и актуарный расчет корпоративных пенсионных систем. М.: Просвещение, 2003 - 345с.
7. Шестиряков А.Н. Организационно-экономический механизм функционирования системы негосударственного пенсионного страхования в России: Препринт.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.-15 с.
8. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования: Учеб. Пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 335 с.
9. Политика доходов и качество жизни населения /под ред. Н.А.Горелова – СПб.: Питер, 2003.- 734 с.
10. Ахтямов Р.Э. Негосударственное пенсионное обеспечение, взгляд профессионалов.-Уфа 190 с.
11. Федоров Л.В. Современные пенсионные системы. Москва, 2007. – 370 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий