Дополнения к предложениям России к саммиту «Группы двадцати» в Лондоне (апрель 2009 года)
Абзац изложить в следующей редакции:
Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Мы должны действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках. так как устойчивый долгосрочный экономический рост мировой экономики требует опережающей динамики развития финансовой системы. (ДОБАВИТЬ)
Принципы необходимо пополнить следующими дополнениями:
Новая международная архитектура финансовых отношений, по нашему мнению, должна строиться на принципах:
– совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования;
– демократичности и равномерной ответственности за принятие решений;
– достижения эффективности на основе легитимности механизмов международной координации;
– прозрачности деятельности всех участников;
– справедливого распределения рисков; (Правильно! т.к. снятие излишних финансовых рисков повышает трансформационную мощность финансового сектора, одновременно снижая цену соответствующих трансформаций, что способствует снижению спекулятивных (необоснованно завышенных) цен, а соответственно выравниванию уровня инфляции. Источник: (Коллектив авторов, 2007)) В принципе, перераспределение рисков сделало мировую финансовую систему более устойчивой к малым возмущениям, но неустойчивой к крупным шокам. В этих условиях низкая норма сбережения и наличия глобальных дисбалансов производства и потребления становятся еще более опасными, причем даже для стран, макроэкономическое и внешнеэкономическое состояние которых благополучно (А.Ю.Апокин, 2008). Международный финансовый центр способен воздействовать на российский финансовый рынок, который динамично развиваясь, по-прежнему отстаёт по многим параметрам от ведущих мировых финансовых центров. Для того, чтобы преодолеть это отставание и создать в России конкурентоспособный международный финансовый центр МЭРТ предложил комплекс мероприятий. (МЭРТ, 2008))
- полного использования инвестиционного потенциала экономик; (ДОБАВИТЬ) или (Объединенный см ниже.) «полного использования инвестиционного потенциала экономик и валютной политики государств».
Пояснение: В России существует необходимость и возможность значимого увеличения нормы накопления, что позволяет профинансировать объем инвестиций на 60-70% больший, чем имеется сейчас. Однако, идет хроническое недоиспользование инвестиционного потенциала экономик. Так, отношение валовых сбережений к ВВП России (31-33%) является одним из самых высоких в мире, превосходя экономики быстро развивающихся стран. В то же время отношение инвестиций к ВВП низкое (20-21%), близкое к странам с дефицитом внутренних сбережений (США). Остальные сбережения выводятся за рубеж либо перераспределяются в рамках прямого межфирменного финансирования. Увеличение оттока доходов из страны способствует импортированию финансовых кризисов. В таких условиях необходимо стимулировать сбережения, в том числе и их трансформацию в долгосрочные инвестиции. Встает вопрос: Каким образом?
- государственной поддержки отечественного производителя, проводимой посредством валютной политики. (Коллектив авторов, 2007) . (ДОБАВИТЬ)
Поясняю: Посредством валютной политики потенциал экспорта в значительной степени элиминирует необходимость снижения реального курса рубля для ограничения импорта потребительских товаров. В результате к 2014 году исчезает необходимость специального валютного режима (особых действий денежных властей, направленных на снижение реального курса рубля), и экономика самостоятельно решает внешнеэкономические проблемы. (Коллектив авторов, 2007)
Можно объединить последние два пункта.
Реформирование Развитие мировой финансовой системы
регулирования должно идти по следующим основным направлениям.
ДОБАВИТЬ АБЗАЦ1)! Развитие финансовой системы должно проводиться в неразрывной связи с совершенствованием количественной и качественной динамики экономического роста на основе инновационного развития, соответствовать моделям постиндустриальной экономики. В условиях относительной узости финансового рынка устойчивость экономического роста – проблематична.
Пояснение: (Если в предложениях есть упор на макроэкономическую и бюджетную политику, то необходимо с заботой относиться к экономическому росту и его взаимосвязи с финансовой архитектурой экономики!!!!) Задачи восстановительного подъема в России и многих государствах в основном решены – необходимо ставить задачи развития. Развитие означает, прежде всего, улучшение основных структурных характеристик и характеристик качества экономики, что в свою очередь предполагает такой уровень инвестиций и обновления капитала, при котором возрастает конкурентоспособность не только продукции, но и капитала. Финансовые ресурсы играют центральную роль в обеспечении расширенного воспроизводства в условиях рыночной экономики. Которая в современное время имеет тенденцию перехода от нынешней экономики использования ресурсов к экономике их системного воспроизводства. Воспроизводственный контур постиндустриального уклада должен включать в себя информационно-инновационный цикл, воспроизводство «человеческого капитала» и институтов, которые становятся предметом специфической деятельности субъектов экономики, имеет наднациональный характер, опираясь на международную кооперацию, движение капитала и рабочей силы. В условиях отсутствия рынков по некоторым финансовым инструментам и их несовершенства по другим - рынки не гарантируют эффективного финансового перераспределения. Соответственно финансовые ресурсы продолжают оказывать значимое влияние на экономический рост, формируя при этом мотивы поведения субъектов экономики и механизмы контроля использования ресурсов, т.е. связывая экономическое поведение с экономической эффективностью. (В.В. Ивантер И.А. Буданов, А.Г. Коровкин, В.С.Сутягин, 2007.)
По данному пункту возникли размышления: 2). Повышение легитимности и результативности международных институтов регулирования на новой конвенциальной основе в целях обеспечения совместности и совместимости экономических стратегий отдельных государств. (Да вот интересно, стратегии развития соседних регионов при возможности создания совместных проектов между странами согласовываются ли в межстрановом аспекте? Насколько мне известно, идет хаотичная работа по простому приглашению определенных иностранных предприятий к сотрудничеству. В целях динамичного и совместного развития государств и формирования экспортно-импортной политики экономик на основе совместной международной и региональной экономических политик развития должно быть сформировано согласованное территориально-соседское стратегическое управление развитием, в том числе и международной совместной деятельностью прилегающих территорий соседних государств в целях снижения все тех же страновых рисков и снижения вероятности увеличения государственного долга. По Дальнему Востоку – очень актуальный вопрос! Многие ученые и политики предлагают, для экономического подъема на этой территории актуально формирование экономического регионального взаимодействия по типу организаций АСЕАН, АТЕС (или Еврорегионов, только гораздо большей площади) (Гранберг, 2004) Но вот в региональном и провинциальном плане на областных уровнях власти можно решить этот вопрос проще. Причем здесь же можно просмотреть вопросы финансовой политики в регионах. Как пример – идея создания совместных банков идет после тщательного изучения конъюнктуры в региональном аспекте самим предприятием, после этого уже выносится решение о создании такого предприятия на территории иностранного государства. Таким образом, если бы эти вопросы рассматривались в стратегии развития регионов – то и рисков было бы меньше и финансовый рынок был бы в большем порядке в регионах. Причем в настоящее время многие регионы упускают вообще стратегическое финансовое развитие.
Эффективной система коллективных решений может стать лишь тогда, когда она станет легитимной, то есть будет отражать интересы широкого круга участников. Поэтому основные цели и принципы реформ должны определяться с учётом мнения всех ключевых экономик мира – развитых и развивающихся.
На смену отжившему однополярному устройству мировой экономики должна прийти система, основанная на взаимодействии нескольких крупных центров. Но чтобы новый многополярный мир не стал непредсказуемым, необходимо укреплять систему глобальных регуляторов, основанных на международном праве и системе многосторонних соглашений. Поэтому так важно переосмыслить роль ведущих международных организаций и институтов.
Данный пункт необходимо дополнить и изложить более этично:
3). Укрепление устойчивости мировой финансовой системы путём развития диверсифицированной системы резервных валют и финансовых центров.
Необходимо учитывать, что большинство стран мира размещает свои международные резервы в иностранных валютах и хотели бы быть уверены в их надёжности. В свою очередь, эмитенты резервных и расчётных валют объективно заинтересованы в том, чтобы их денежные знаки пользовались спросом и доверием у других государств. Очевиден взаимный интерес и взаимная зависимость. Поэтому принципиально важна большая открытость в проведении кредитно-денежной политики стран-эмитентов резервных валют. Эти страны должны принять на себя обязательства руководствоваться международными правилами макроэкономической и финансовой дисциплины, учитывающей особенность, что снятие нормативно-юридических и институциональных ограничений на развитие кредита – важное направление долгосрочного финансового развития во многих странах, в том числе и в России. (ДОБАВИТЬ).
Прежде всего, вижу неэтичное противоречие в этом пункте. Да, США, как обладатель статуса страны с резервной валютой заинтересован только в финансовом плане, чтобы их денежные знаки пользовались спросом. Однако при этом, не соблюдая макроэкономических условий функционирования индивидов в среде экономики и экономики как таковой. И тем самым подвергая своих граждан и граждан других стран определенным финансовым рискам, а вместе с этим и вытекающим прочим рискам человеческой жизнедеятельности: как стран вынужденных должников и стран вынужденных сберегателей. Парадокс сбережений не позволит до беспредела содержать долларовые долги, если судить о пространственной сбалансированности долга в глобальной экономике. Профицит - характеристика того, каким образом правительство осуществляет свою деятельность: в том числе и геоэкономическую – живет по средствам или в долг. А отсюда также вытекает и стимулирование инвестиционной активности, увеличение национальных сбережений и снижение ставки. США с его громадным дефицитом, действительно в данной ситуации не позавидуешь. Двойной гнет на будущие поколения в этих странах – социальных проблем с пенсиями предостаточно, а тут еще и военные долги в целях стабилизации мировой ситуации. Поэтому однополярность в любом случае более невозможна. Такие дисбалансы уже необходимо диверсифицировать на уровне региональных экономик. Кроме того, другие страны не заинтересованы в том, чтобы ущемлялись права как покупателя переоцененного доллара, увеличивая тем самым свои риски. …Поэтому принципиально важна большая открытость в проведении кредитно-денежной политики… Судя по тому, что общество давно уже не однополярно, то и о мировой валюте стоит призадуматься. Многополярность развития в этой ситуации способствует выходу на валютный рынок не только рубля, но и других валют, которые по сути способны стать стабильными (при этом действительно должны быть приняты общие стандарты устойчивости региональных экономик, возможно под влиянием и контролем единого мирового центра, к примеру МВФ). Считаю, что выход с региональным лидированием одной из региональных валют – вполне приемлем для современных условий, что по сути не ущемляет прав США, как эмиссионера и действительно более способствует устойчивости мировой финансовой системы..
Потому что доллар - прежде всего деньги. Как средство платежа в не национальной денежной единице внутри самой страны – согласитесь не очень-то этичный вопрос для любой страны. Хотя, по сути, такой фактор присутствует во многих экономиках. Кроме того, основная валюта для крупных внешних заимствований российского корпоративного сектора. Кто-нибудь скажет, сколько можно мучить страны несчастных должников и вынужденных сберегателей? Политический ответ: Пока не начнут тратить в соответствии с теорией финансового менеджмента!? {Теория финансового левериджа, гласит, что излишние долги (обязательства) грозят снижению эффективности их использования!}
Что касается России, то на росте ВВП финансовый кризис отразится незначительно. Россия из состояния профицита бюджета по прогнозам не выйдет в ближайшие годы. Возможно, данные утверждения и будут пересмотрены – время покажет. Хотя и возможно временное отклонение от равновесия. Что касается «пузырей» и «иллюзорного богатства». Расширение (необоснованное) кредитных возможностей и рост фондовых индексов (недвижимость, ценные бумаги) посредством стимула чрезмерного потребления, создает иллюзию роста богатства, но справедливая цена этих активов не зависит от объема спекулятивного спроса и предложения на активы. Поэтому кризис тут выступает, как корректор стоимости подобных активов, сглаживает пыл спекулятивных сделок. С одной стороны. С другой стороны – что делать спекулянтам, которые пока потеряли огромные деньги на этой ситуации? Переоцененный доллар лишь дополняет и усугубляет эти процессы. Характерно и то, что инвесторы склонны инвестировать в национальные активы при наличии сходных зарубежных активов. И обычно такая склонность тем больше, чем выше барьеры для зарубежных инвесторов. Причем эти барьеры не снижаются, поэтому растет недоверие между странами. (А.Ю.Апокин, 2008) А рост недоверия – ведет опять же к дестабилизации на мировых финансовых рынках и является уже внешнеполитическим фактором... Поэтому глобализация, начатая одним «мировым» центром силы – США должна конкретно менять направление и не ущемлять интересы своей страны и вместе с тем, многих стран. В общем, хочу сказать, что многополярность развития в этой ситуации способствует выходу на валютный рынок не только рубля, но и других валют, которые по сути способны стать стабильными.
4). Формирование современной системы управления рисками, адекватной степени развития финансовых технологий.
Участники рынка должны иметь возможности для адекватной оценки своих контрагентов, новых нерегулируемых рынков и финансовых инструментов, для чего необходим постоянный мониторинг ситуации и укрепление наднационального и национального регулирования и надзора за финансовым сектором.
Размышления: (Правильно, должна быть большая открытость национальных экономик, т.е. необходимо наладить систему более эффективного сравнения экономик как развитых так и развивающихся государств и притом как на национальном, так и наднациональном уровне - в целях снижения рисков вложения. Разработать более активную статистическую систему сравнения развития государств, идущих по пути цивилизованного развития в условиях глобализации и интернационализации. Ограничение рисков, концентрируемых финансовым сектором, ориентирует на ускоренный рост его капитализации.
Причем разумная монетарная политика стран, способна привести к значительному снижению инфляционных ожиданий, что в свою очередь ведет к экономическому росту. В дальнейшем такая политика способствует ослаблению самой же монетарной политики и рынки привыкают, что ЦБ не реагирует по пустякам (А.Ю.Апокин, 2008))
5). Формирование системы стимулов к рациональному поведению участников финансовых рынков, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получаемых возможностей.
В этом контексте мы поддерживаем ряд предложений и инициатив, обсуждающихся в рабочих группах, созданных для выполнения Вашингтонского плана действий.
Мы поддерживаем решение Вашингтонского саммита о необходимости воздерживаться от возведения барьеров на пути мировой торговли, финансовых услуг и движения капиталов. (ДОБАВИТЬ или выделить в отдельный пункт – см. внизу раздела) И даже если в условиях кризиса определённое усиление протекционизма окажется неизбежным, нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и экономическому эгоизму.
Отредактировать:
По вопросам адекватности и достаточности капитала финансовых институтов мы поддерживаем линию на увеличение общих требований к капиталу. При этом особое внимание следует уделять его структуре и оценке образующих его элементов. Повышение требований к капиталу должно учитывать защиту конкурентоспособности национальных финансовых институтов. и не усугублять сегодняшние проблемы с кредитованием.
Размышления: (Создается впечатление, что вообще предложения данные основаны на статическом анализе, без учета прогнозных ситуаций развития экономик и возможностей положительного эффекта от реструктуризации финансового рынка – это неправильно, в корне!!! Необходимо учитывать и положительные тенденции кризисов - реструктуризаций!!! Иначе заметен пессимистический тон развития стран, способствующий финансовой панике!)
В целом поддерживаем направленность на поиск решений, уменьшающих различия в регулировании существующих секторов финансового рынка. Целесообразно больше внимания уделить возможностям формирования моделей регулирования, построенных не по принципу деления или объединения видов деятельности, а по принципу регулирования рисков финансового рынка, в частности рисков финансовой устойчивости и недобросовестной деятельности. Дополнительное внимание следует уделить тем институтам и инструментам, которые не входят в сферу регулирования.
Существенным вопросом является проблематика вознаграждений (компенсаций) в финансовом секторе. Поддерживаем распространение «лучшей практики» корпоративного управления на финансовые институты, Важно повысить ответственность менеджмента публичных компаний перед своими акционерами, жёстко обуславливать подбор руководителей финансовых организаций критериями профессиональной компетенции и опытом управления рисками. Системы оплаты труда должны стимулировать оценку рисков и ориентировать на достижение стабильных положительных результатов. стимулирование качественного преобразования системы экономических отношений, которое впоследствии приведет к изменениям количественных показателей (росту в данном случае).
Поддерживаем в равной степени импорт и экспорт финансовых услуг и капитала в качестве основы развития экономики государств на равноправной и взаимовыгодной основе и в целях существенного повышения финансовой эффективности международного финансового обмена для стран. (ДОБАВИТЬ)
(Пояснение: Как следует из баланса сбережений, российская экономика входит в фазу развития, когда для поддержания валовых накоплений недостаточно собственных сбережений. Возникает необходимость чистого импорта капитала в объеме не ниже 2-3% ВВП.)
Предложения России
1. Регулирование макроэкономической и бюджетной политики
Необходимо разработать и принять международно признанные стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики, соблюдение которых являлось бы обязательным для ведущих мировых экономик, в т.ч. и стран – эмитентов резервных валют.
Добавить: Причем необходимо определиться в общих стандартах существующих политик – долговой, денежной, финансовой, валютной, бюджетной, налоговой, социальной, инновационной, принципам модернизации экономической политики и т.д. – по возможности!!!!
Пояснение: Взаимосвязь тут простая: К примеру, чрезмерный дефицит бюджета может быть обусловлен не только конъюнктурными проблемами, но и структурными причинами, в частности в сфере социального обеспечения. Аспект трансформации финансовой политики стран ЕС, к примеру, связан не с интеграционными процессами, а с тормозящим экономическое развитие перераспределительным бюджетным механизмом и невозможностью сохранять нынешний вариант социального государства с помощью возрастающих налогов и социальных взносов. Поэтому необходимость достаточно глубоких реформ в ряде сфер – и в первую очередь в социальной и финансовой – стала очевидной. (В.П.Гутник, И.А. Подколзина, Е.П.Островская и др., 2004)
На примере Чили, например, оказалось, что макроэкономическая стабилизация является необходимым, но отнюдь не достаточным условием для выхода из спада и активизации инвестиционного процесса в стране. Восстановление динамики экономического роста требует активной политики государственного регулирования, направленной на перераспределение объектов капиталовложений и финансовых ресурсов в целях структурной перестройки хозяйства, на создание стимулов в частнопредпринимательском секторе. Таким образом, решение этих задач повлекло расширение пространства (перераспределение собственности) для эффективного частного инвестирования и повышения конкурентоспособности национальной экономики. (Л.Н.Симонова, 2003)
2. Стимулирование внутреннего спроса в период кризиса
В настоящее время странами «двадцатки» принимаются меры по стимулированию внутреннего спроса в национальных экономиках. Признавая необходимость этих антикризисных мер, считаем необходимым так обеспечить их реализацию, чтобы они не вступали в противоречие с задачами обеспечения средне- и долгосрочной макроэкономической устойчивости, выраженной в низкой инфляции, приемлемом бюджетном дефиците и уровне государственного долга.
В целом поддерживаем намерения по уменьшению «процикличности» денежно-кредитной политики – снижению дополнительного влияния поведения финансовых институтов на ход экономического цикла.
Добавить: Национальная экономическая политика в таком контексте должна иметь исключительное значение для баланса между поступлением средств и возможностями экономики по их эффективному использованию, а также созданию условий гарантирования макроэкономической стабильности развития в долгосрочной перспективе.
В этом смысле необходимо предусмотреть согласованные действия регуляторов по сдерживанию спекулятивных сделок и операций на финансовом рынке [Пояснение: (зачем? Непонятно… Функции финансового рынка – производство спекулятивных сделок и на основе этого производство прибыли как финансовых организаций так и эмиссионеров – другое дело, что кризис сам по себе стоимость инструментов отрегулировал. Дальнейшее ограничение таких сделок просто разорит финансовый рынок, а вместе с этим и экономическую систему. Если спекуляции невыгодны, то они естественным образом не будут проводиться брокерами.) ]на различных этапах экономического цикла. Особого внимания требуют так называемые короткие продажи, иные необеспеченные и маржинальные сделки. При этом следует, учитывая специфику различных финансовых рынков, искать наиболее оптимальные соотношения собственных и привлечённых средств при совершении операций с финансовыми инструментами (ДОБАВИТЬ).
[Пояснение: Очень важный вопрос и не только для финансового рынка, но и для вообще экономической системы. Особенно важно в условиях перехода к накопительной пенсионной системе, и причем, данный принцип должен быть всеобщим в мировой экономике, дабы уменьшать страновые риски в условиях глобализации финансовых рынков и последующей минимизации прочих рисков …{Теория финансового левериджа, гласит, что излишние долги (обязательства) грозят снижению эффективности их использования!?}]
ДОБАВИТЬ: Продолжить процесс ускорения глобализации всех элементов системы воспроизводства, в первую очередь – потребления, обращения и финансовой. Изменение модели потребления – с текущих доходов на ожидаемые доходы при продолжающемся расширении использования кредитования (расширения присутствия российских и иностранных транснациональных банковских, страховых, инвестиционных и аудиторских компаний на российском и иностранном рынке).
Добавить: В сфере обеспечения финансовой стабильности и адаптации к новым конкурентным условиям необходимо:
- укрепить и повысить эффективность банковского сектора стран как одного из основных механизмов аккумулирования и перераспределения финансовых ресурсов, что оказывает стимулирующее воздействие на динамику инвестиционного процесса и способствует капитализации экономик;
- ускорение процесса транснационализации субъектов рынка капитала, что также будет обеспечивать интегрированность экономики в мировую финансовую систему.
Пояснение: Глобализация обращения, финансовой системы и потребления приведет к существенным изменениям: большей открытости и соответствия международным правилам и стандартам институциональной среды;( ускорению процесса концентрации капитала, интернационализации сектора финансовых и страховых услуг) появлению нового типа работника (экономического человека) и предпринимателя; замыканию значительной части инфраструктуры рынков товаров (услуг) и капиталов на международные структуры и инновационной основе.
3. Регулирование и надзор
Добавить в абзац:
При этом отмечаем необходимость усиления роли государственных и наднациональных регуляторов финансовых рынков. Представляется, что, прежде всего, роль таких регуляторов должна быть направлена на снижение информационной асимметрии, возрастающей в условиях постоянного усложнения финансовых рынков. В состоянии спада вектор государственного регулирования должен быть направлен на стимулирование инвестиционной активности внутри страны, включая расширение кредита и снятие ограничений на приток капиталов, смягчение налогового режима и принятие специальных программ поддержки производителей, находящихся в зоне повышенного риска и в силу этого наиболее страдающих от неблагоприятного изменения конъюнктуры. (Л.Н.Симонова, 2003) Вектор наднациональных регуляторов должен поддерживать те условия взаимодействий, которые способствуют развитию и распространению идей гуманизма, устойчивого развития, многополюсного миропорядка, мулътикультурализма, глобальной справедливости в распределении мировых ресурсов с уважением к принципам права, свободы и защиты собственности, а также развитию, созданию сетей и объединению соответствующих международных организаций и проектов, в целях перехода мировой экономики на более высокую ступень технологических достижений и знаний. (Н.С.Розова, А.А. Изгарская, Н.С.Розов, Ю.Б.Вертгейм и др., 2002)
Пояснение: Мировому развитию более свойственна в современное время Мегатенденция 3.
4. Реформирование международной валютно-финансовой системы
В текущих условиях крайне важно стимулировать проведение расчётов и формирование цен в нескольких валютах, эмитенты которых отвечают установленным на международном уровне требованиям. Эти требования должны применяться к уровню развития экономики и финансовой системы, бюджетной и денежно-кредитной политике, регулированию инвестиций и финансовых операций. ДОБАВИТЬ
Мы призываем к реформированию международной валютно-финансовой системы с целью укрепления её стабильности и урегулирования (снижения подверженности к образованию) глобальных дисбалансов в мировой экономике. Для этого мы предлагаем поручить МВФ (или специальной уполномоченной рабочей группе «двадцатки») подготовить исследования следующих сценариев:
– (Добавить)Создание условий для расширения (диверсификации) перечня валют, используемых в качестве резервных, на основе принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров. В этом контексте следует проработать вопрос о создании специфических региональных систем, способствующих снижению волатильности обменных курсов таких резервных валют.
– Создание наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами. Представляется целесообразным рассмотреть роль МВФ в этом процессе, а также определить возможность и необходимость принятия мер, которые позволят СДР стать признанной всем мировым сообществом «суперрезервной» валютой.
– (Добавить полностью!!!!!!!!!!!!!! ВАЖНО!) Развитие системы накопительного пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе. Рассмотреть взаимовоздействие системы на капитализацию рынка, инвестиционную среду и монетарные факторы мировой финансовой системы, анализ экономического аспекта функционирования и развития на долгосрочную перспективу при условии ее открытости и с целью снижения долговой нагрузки на будущие поколения.
Стоит также предусмотреть обязательность диверсификации валютной структуры резервов и операций национальных банков и международных финансовых организаций.
Полагаем целесообразным результаты исследования вынести на обсуждение министров финансов и председателей центральных банков стран «Группы 20» с целью оптимизации дальнейших шагов по согласованию проводимой странами валютной политики и осуществления эффективной реформы МВФ.
В целях противодействия финансовому протекционизму представляется целесообразным обсудить возможность разработки согласованных правил «расчистки» трансграничных долгов, в том числе путём координации действий стран, «представляющих» кредиторов и должников.
ДОБАВИТЬ: Обеспечить условия для перехода к новой модели инвестиций, основанной на заимствовании ресурсов, посредством проработки условий к более быстрому переходу к накопительной пенсионной модели в целях снижения риска для будущих поколений.
(Пояснение: Появление на финансовых рынках «длинных» денег (пенсионные деньги, организованные сбережения населения) позволит перейти к новой модели инвестиций, основанной на заимствовании ресурсов.
Накопление средств ведет к самосохранению в кризисных ситуациях и росту уверенности современного поколения. Его самостоятельному определению в будущих перспективах. Распределительная система построена на противоречии поколений и ничего кроме разжигания между поколениями она еще никому не принесла. И это поняли не только в России, но США, Чили и других странах. Уверена, что поэтому и грядут изменения на мировом финансовом рынке. Цикличность - норма жизни. МВФ признает, что «Центральные банки в основном сосредоточивали внимание на инфляции, а не на рисках, связанных с высокими ценами на активы и возросшей долей заемных средств.» Отсутствие достаточного количества финансовых инструментов и развитости финансовых рынков, порождает спекулятивный настрой, а пенсионная накопительная система способна дать такие средства в достаточном количестве и снизить спекулятивные настроения!!! Далее, опять МВФ «не отставать от инноваций на финансовом рынке, и должно ориентироваться на виды деятельности, а не на организации.» - действительно в системе НПФ и вообще пенсионной системе сложилась тенденция развития монопольного типа организации и всей системы пенсионной. В системе НПФ также наблюдаются такие тенденции, поэтому реструктуризация во время кризиса способна преодолеть такие дисбалансы в олигополистический тип развития социально - экономической системы. При этом меры должны прорабатываться в комплексе с развитием финансовой системы. Однако такая мера грозит потерей национального контроля за стратегически важными секторами экономики и компаниями, но по опыту стран с накопительной пенсионной системой скажется на ее большей эффективности, в том числе и в системе развития экономики, как главнейший фактор накопления и сбережений с последующей трансформацией в инвестиции. При этом, уход государства из инвестиционного процесса м.б. оправдан в том случае, если наблюдается устойчивый рост частных инвестиций и их высокое инновационное наполнение.
Добавить: Обеспечить дальнейшее сбалансированное развитие различных сегментов глобального рынка капиталов, посредством создания условий для роста накоплений и инвестиций, применения методов монетарной политики, которые направлены на снижение рисков финансовой дестабилизации.
Пояснение: Меры по ускорению глобализации финансовых рынков экономической политики стран должны способствовать обеспечению финансовой безопасности экономики, как необходимого элемента долгосрочного устойчивого развития. Углубление интеграции стран в мировое хозяйство требует адаптацию к новой конкурентной среде, складывающееся на мировых торговых и финансовых рынках, поэтому в странах с переходной экономикой вероятно повышение рисков валютно-финансовых кризисов. Сбалансированное развитие на рынке капиталов будет способствовать выравниванию возможностей в конкуренции на мировых рынках и обеспечит нивелирование негативного воздействия глобализации.
6. Финансирование развития
Считаем принципиально важным сохранить наметившиеся за последние годы поступательные тенденции в финансировании развития, обеспечить поддержку развивающихся стран, подавляющее большинство которых стали жертвами разразившегося кризиса, и не допустить повторения ситуации начала 90-х годов предыдущего столетия, когда вслед за рецессией в мировой экономике произошло значительное (более чем 20-процентное) сокращение объема предоставляемой помощи. Полагаем необходимым, чтобы страны-доноры, международные организации, государства-партнёры совместными усилиями предотвратили ситуацию, когда финансовый кризис может спровоцировать и повлечь за собой кризис в сфере помощи. При этом считаем целесообразным в условиях кризиса сконцентрироваться на поддержке наиболее бедных и уязвимых слоёв населения в развивающихся странах, а также финансировании инфраструктурных проектов, создающих основу для экономического роста и одновременно обеспечивающих решение проблемы занятости.
Добавить: Продолжить работу по социальной защищенности граждан стран, посредством трансформации общества поддерживающего экономический тип человека. В целях финансирования развития использовать пенсионные накопления для частичного инвестирования средств в крупные инвестиционные проекты. Повысить роль фондовых бирж в области привлечения эмитентов и контроля за соблюдением эмитентами Кодекса корпоративного управления и защиту прав собственности.
Пояснение: Надо помнить, что экономическое развитие имеет место и тогда, когда роста нет, но закладываются предпосылки для него. Оно может выражаться в структурных преобразованиях, всевозможных новациях, которые непосредственно к экономическому росту не приводят в краткосрочной перспективе (качественный рост). Развитие может идти и по нисходящей линии, когда не только нет количественного роста, но и идет процесс убывания свойств, качеств продукта, услуг. Экономическое развитие никогда не бывает равномерным – оно всегда сопровождается структурной ломкой, нарастанием дифференциации и напряженности между отдельными сегментами хозяйства, перераспределением ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в интенсивно развивающийся уклад. Все это может порождать напряженность, которая должна гаситься соответствующей социально-экономической политикой государства и корпораций, перераспределяющих часть выигрыша лидеров роста в пользу отстающих.
Рост капитализации позволяет компаниям привлечь капитал при дополнительном выпуске акций. Высокая динамика финансового капитала способствует росту капитала реального, повышая производительность, диверсифицируя структуру экономики в пользу наиболее перспективных отраслей. При этом следует учитывать, что сильные институты защиты прав собственности, атомизированный акционерный капитал аутсайдерской системы при меньших трансакционных издержках способствует большей динамике на рынке. (О.Н.Болдов, 2008)
Если государство приняло на себя концепцию 2020 стратегии развития инновационной экономики (экономики знаний) распределительная пенсионная система не может быть более актуальной, так как она порождает иждивенческие настроения в обществе, в том числе и мировом сообществе, снижает активность индивида, в том числе и финансовую. Инновационное развитие возможно только при совершенствовании финансового рынка, масштабном вовлечении домашних хозяйств в качестве субъектов финансового рынка посредством расширения услуг финансовых посредников, в том числе и более активным вовлечением населения в процесс пенсионного самообеспечения. Так как высокоразвитый финансовый рынок увеличивает экономическую динамику на 1% в долгосрочном плане.
7. Финансовая грамотность населения
Среди мер, призванных обеспечить устойчивость финансового благосостояния населения в долгосрочной и краткосрочной перспективе, а также повысить уровень защиты прав потребителей полагаем целесообразным разработать и запустить не только на национальной, но и на международной основе специальные программы повышения финансовой грамотности населения (ДОБАВИТЬ!) :…и организаций в области более активного использования финансового и инвестиционного менеджмента при контакте с внутренней и внешней средой. Предусмотреть переход (для России?) от нейтральной к активной финансовой политике, опирающейся на концепцию понимания качества потенциала населения и соответствие потребностей идеальному типу. Активная финансовая политика способна дать экономическим агентам более ясное представление о перспективах экономики и финансов, в особенности более четко сформировать свои ожидания и снизить элемент неопределенности при принятии различных финансовых решений, в том числе и в вопросе самоопределения личного пенсионного обеспечения. (Коллектив авторов, 2007) Одновременно необходимо отрегулировать проблему размещения пенсионных накоплений и предотвращения их инфляционного обесценения, в следствие обострения проблемы устойчивости пенсионного обеспечения и других социальных программ из-за роста демографической нагрузки со стороны пожилого населения… И еще не мешало бы в итоге оценить ПОСЛЕДСТВИЯ с точки зрения диагностирования влияния таких отношений на экономическую безопасность каждой страны. Наверняка и тут не обойтись без небольшой реструктуризации.
(Пояснение: Необходимо предприятиям более активно пользоваться эмиссионными инструментами финансового рынка в целях лучшего самофинансирования своей деятельности, создания разветвленной инфраструктуры финансового сектора, что снизит объем привлеченных кредитных средств и усилит капитализацию фондового рынка. Создать условия, чтобы предприятия - монополисты уступили свои позиции олигополистической форме организации экономики и отраслей. Далее, в целях финансовой грамотности в регионах предусмотреть в обязательном порядке разработку и согласование с федеральным центром финансовой политики в регионах. Это будет способствовать финансовой грамотности индивидов в отраслевом разрезе и функциональном, посредством привлечения к этой работе финансовой элиты экономики. Таким образом, созданная система управления инвестиционными рисками в лице государства ограничится не только созданием правил игры, оно будет выступать в качестве активного субъекта: кредитора последней руки, гарантирующего устойчивость банковской системы и финансовых рынков; субъекта превентивного антикризисного вмешательства в деятельность финансовых структур; ключевого игрока на рынках капитальных активов, воздействующего на ценовые тренды и снимающего с рынков некачественные активы; источника долгосрочных ориентиров для рынков. Такие меры способны усилить риск снижения раздувания «пузыря» на фондовом и кредитном рынке, связанный с ожидаемым притоком инвестиций и возможным массированным выводом на рынки пенсионных накоплений. Причем, такие проблемы актуальны для многих стран Двадцатки!!! )
Все дело в том, что вопрос пенсий, это вопрос самоопределения человека и не только на пенсии, но и во время трудовой деятельности. Такая ситуация длится в нашей стране уже с начала преддверий пенсионной реформы - приблизительно с 1996 года. Общество раньше действительно не задумывалось о том, что человек должен сам определять свою жизненную стратегию, в том числе и на пенсионном возрасте. Надежды были на государство - типа я отработал - оно мне и оплатит. Но в такой постановке вопроса есть одна неувязка - государство за человека и определяет его уровень жизни на пенсии. Обычно в такой ситуации предполагается базовый минимум, на уровне прожиточного минимума. Поэтому, если человека устраивает такой минимум на пенсии - то и возможности будут ограничены у пенсионера соответственно. И не только уровнем пенсии, но и экономической ситуацией страны и конкурентоспособностью страны во всем мире, которая также зависит от способности всего мирового сообщества аккумулировать сбережения в инвестиции. Современный человек и человек будущего должен задумываться о помощи государства только в критических ситуациях, а в основном – на свой собственный разум.
Отступление: Человек , как и организация, прежде всего для себя должен сделать выбор. Какова его цель (стратегия) в жизни. Правильный выбор цели в долгосрочной перспективе начинается от сформированного мировоззрения (идеалов в жизни), на основании этого идет выбор цели в краткосрочном периоде. Доказано, что если человек видит свои перспективы в позитивном свете, то и действия, цели, он определяет под эту перспективу и окружение способно развиваться по его сценарию. И наоборот. Та же ситуация с пенсионерами. Человек, не способный увидеть свои перспективы - лишается определенной части будущих доходов. Перестройка идеологии граждан России и мира неизбежна. Все зависит от возможностей самого будущего пенсионера и его родственников, их общего человеческого капитала. Ведь мировоззрение пенсионера складывается на протяжении всей его жизни и зависит от финансовой грамотности общества. Для того, чтобы иметь нетрудоспособным гражданам достаточно средств - в нашей стране и в других странах создано достаточно условий, которые также в дальнейшем подлежат эволюционному развитию и совершенствованию. Многие не понимают того, что условия их жизни зависят от их жизнедеятельности в течении трудоспособного возраста. Если он отдавал всего себя государственной службе, без возможности иной самоактуализации - то естественным образом государство должно заботиться о нем до конца жизни. Если он вкладывал деньги в образование своих детей, то дети естественным образом позаботятся о нем. Если он вкладывал средства только в свое развитие и свое обеспечение - то таким гражданам наверняка труда не составит себя обеспечить и на пенсии. Ситуации разные. Кто и что заработал своим трудом. Поэтому коллизии государства, причем слабо продуманные тянут нашу страну назад вместе с человеком и его неуверенностью и не только в завтрашнем дне. От этого и жалко вроде как бабушек, которым не говорили – «девушка, копите денежки и вкладывайте их разумненько, иначе когда будете на пенсии - будете элементом риска в виду противоречий между поколениями или долгами государства.»
Период экономического роста определяет благосостояние человеческой среды, а также и то, что человек кушает и во что одевается, как показатель его обеспеченности и благополучия экономики. И духовность также определяется на основе средств, которыми распоряжается его обладатель. Нищему сложно не только стать духовно развитым гражданином, но и полноправным членом общества - о таких категориях естественно должен идти отдельный разговор... И уж ни в коем случае нельзя идти у таких категорий на поводу, посредством продолжения поддержки распределительной системы, ущемляющей и без того ущемленный финансовый рынок - они должны стремиться к более высокому уровню социальной иерархии, посредством накопительного пенсионного обеспечения. Со временем развития экономики меняются доходы и растут потребности граждан, поэтому я надеюсь, что к моей пенсии условия и экономики и пенсионного обеспечения изменятся в сторону, наиболее отвечаемую принципам человека будущего.... Но для этого нужны реальные сбережения. Если общество неспособно будет привлекать инвестиции - оно будет тоже жить нормально, но для того уровня сознания, который будет обеспечивать их собственный кошелечек. Я думаю что при сложившихсятенденциях пенсионного обеспечения, в век глобализации где-нибудь этак в году 2020-2030 при сложившейся тенденции развития пенсионной системы россияне – будущие пенсионеры начнут выбирать страну, где более оптимальны условия пенсионного обеспечения.
Иными словами, здесь необходимо опираться на концепцию понимания качества потенциала населения и соответствие потребностей идеальному типу. В целях усиления качества рабочей силы, которое зависит от физического и психического здоровья человека, его социального поведения, творческого и когнитивного потенциала, коммуникабельности и достижительных потребностей, нравственных и культурных характеристик, сегодня особенно остро возникает ряд актуальных проблем, успешное решение которых существенным образом влияет на социально-экономическое развитие стран и общества. Должна возникнуть нацеленность ключевых институтов и структур экономики и общества, массовых социальных слоев на расширенное воспроизводство и качественное обновление. Их жизненные перспективы, статусные возможности, стратегические интересы должны быть замкнуты на расширение национального богатства и производительного капитала (общественного и собственного), а не на их перераспределение, в том числе используя инновационные достижения и активную финансовую политику, в целях развития стран третьего мира.
8. Концепция энергоэффективного роста (Концепция инновационного развития экономики тут должна быть!!!!) В том числе и в области научно-технического прогресса и переработки природных ресурсов!!!
Со сценариями экономического обеспечения, сценарием развертывания производств и сценарием экономической интеграции в общемировое разделение труда! Чтобы можно было более активно развивать венчурное долгосрочное финансирование…
Начинается новый длительный (не менее 15-20 лет) цикл глобального экономического развития, характеризующийся масштабными изменениями мирового экономического и политического порядка. Распад двухблоковой системы и ускоренное развитие стран АТР обнажили противоречия в развитии стран Евроатлантического союза (США, ЕС, Японии). В новых условиях оказалось, что их экономики, обремененные стареющим населением с искусственно поддерживаемым высоким уровнем потребления, не способны конкурировать (по крайней мере, на рынках промышленных товаров) с производителями из новых индустриальных стран АТР и Латинской Америки.
Цитируемые труды
А.Ю.Апокин. (2008). Финансовая составляющая "проблемы глобальных дисбалансов" в мировой экономике. М.:: журнал Проблемы прогнозирования №4 (109) 2008 год.
В.В. Ивантер И.А. Буданов, А.Г. Коровкин, В.С.Сутягин. (2007.). Прикладное прогнозирование национальной экономики: учебное пособие. Москва: Экономистъ.
В.П.Гутник, И.А. Подколзина, Е.П.Островская и др. (2004). Финасовая политика стран ЕС. М:: Наука.
Гранберг, А. г. (2004). Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации. (п. р. А.Г.Гранберга, Ред.) М.:: Наука.
Коллектив авторов. (2007). Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 гг. (по вариантам). М.: журнал Проблемы прогнозирования №6 2007 год.
Л.Н.Симонова. (2003). Финансовая либерализация: чилийский вариант. М.:: ИЛА РАН.
МЭРТ. (2008). Концепция создания международного финансового центра. М.: МЭРТ.
О.Н.Болдов. (2008). Инновационная динамика и финансовые рынки в развитых странах с позиции самоорганизации. М.:: журнал Проблемы прогнозирования №5 2008 год.
ЦМАКП. (2007). Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. . М.:: Деловая литература.
Комментариев нет:
Отправить комментарий