Главный фактор замедления роста населения в мире - снижение рождаемости в развивающихся странах. Главным следствием снижения рождаемости и некоторого роста продолжительности жизни будет изменение возрастной структуры населения в сторону его дальнейшего постарения.
По данным Всемирного банка, в 1990 г. в мире в возрасте старше 60 лет находилось 9% всего населения планеты, которое может значительно возрасти уже к 2030 г. Доля лиц пожилого возраста в составе населения будет увеличиваться (к 2020 г. + 2 проц. пункта). В то же время к 2020 г. доля детей в общей численности населения мира снизится (2005 г. – 28%, 2020 г. – 25%) на фоне роста доли населения в трудоспособном возрасте. В результате несколько уменьшится нагрузка иждивенцев (детей и пожилых) на трудоспособное население с 55,1 до 52,8%. При этом в Европе и других развитых регионах иждивенческая нагрузка будет расти, в менее развитых – снижаться.
В целом по миру анализ демографических процессов показывает:
• Число людей старше 60 лет вырастет с 670 млн. в 2005 г. до 1 млрд. в 2020 г. и достигнет к 2050 г. 2 млрд. человек;
• Доля людей старше 60 лет за полстолетия увеличится с 10 до 22%;
• Средний возраст жителя планеты, составлявший в начале XXI в. Примерно 26 лет, увеличится к 2050 г. до 37 лет.
За последние 50 лет значительно выросла средняя продолжительность жизни населения. Показатель ожидаемой продолжительности жизни в целом в мире увеличился с 46 лет в первой половине 1950-х годов до 67 лет в 2004 г. В развитых странах он составляет 76 лет, в менее развитых – 65 лет. Лидером по продолжительности жизни является Япония, где с 1995 по 2000 год показатель составил 80 лет, за ней исландия - 79,3 года, далее Канада - 78,9, Франция - 78,8 и Гонконг - 78,8 поделили четвертое место (по данным мирового статистического спрвочника журнала Economist).
Процесс старения населения будет быстро нарастать во всех крупных странах Европы, в США и в Японии. Увеличение доли пожилого населения обострит проблему пенсионного обеспечения, приведет к снижению динамики потребительских стандартов и сбережений. По расчетам американских ученых, через 20 лет личные сбережения граждан из-за старения населения в США, Германии, Японии, Великобритании, Италии сократятся на две трети.
Большинство существующих в мире государственных пенсионных систем находятся в предкризисном состоянии, не соответствуют экономическим, социальным и правовым реалиям. Соотношение между населением пенсионного и трудоспособного возрастов в последние годы неблагоприятно для пенсионной системы: коэффициент демографической поддержки пожилых (по методике ООН – число лиц в возрасте 15-64 лет на одного человека в возрасте 65 лет и старше), характеризующий нагрузку пожилых на население в трудоспособном возрасте, в течение всего десятилетия находился на недопустимо низком уровне: не превышал 6 и имел тенденцию к снижению вплоть до 1998 г.
В США в 2000 году было 35,5 млн человек в возрасте 65 лет и старше, в 2030 г. таких будет 69,4 млн. По прогнозам американских ученых в период до 2030 года американской пенсионной системе предстоит большое потрясение – выход на пенсию представителей поколения беби-бум (по прогнозам 2008 год). К концу этого срока на одного пенсионера будет приходиться всего лишь около двух работающих. Раньше на содержание одного пенсионера «сбрасывались» 16 работников, а будут только двое. Для системы социального страхования это станет крушением всех надежд.
Журнал Science опубликовал данные, подсчитанные исходя из исторического темпа роста продолжительности жизни, по ожидаемой продолжительности жизни американских женщин, которая в 2070 году может составить от 92,5 до 101, 5 года. Это существенно выше, чем 85 лет, предполагаемые средним прогнозом системы социального страхования. Сегодня в США коэффициент рождаемости близок к уровню воспроизводства населения (если коэффициент рождаемости равен 2,1, то через несколько десятилетий численность населения стабилизируется)и в 1999 году составил чуть более двух рождений на одну женщину за всё время её жизни. На текущий момент США имеет благоприятную демографическу ситуацию, что характеризуется высокой ожидаемой продолжительностью жизни (73,4), низкий коэффициент рождаемости (2,1). Для сопоставления Япония, Китай и большинство стран Европы имея высокую ожидаемую продолжительность жизни (76,9) имеет слишком низкий коэффициент рождаемости (1,5). Именно данные показатели и характеризуют дороговизну пенсионной системы. Дешёвый с точки зрения расходов вариант исходит из предположения о сравнительно более высокой смертности в будущем и дорогой исходя из более благоприятных показателей.
В последующие несколько лет в России отмечалось незначительное повышение коэффициента демографической поддержки пожилых, однако, по оценкам, начиная с 2003 г. снижение данного показателя возобновится, и в течение последующих лет прогнозного периода ожидается волнообразное его колебание. Сокращение трудоспособного населения в России будет происходить на фоне старения населения и увеличения демографической нагрузки на трудоспособных. Доля населения в возрасте, старше трудоспособного, увеличится с 20% в 2005 г. до 25% в 2020 г., в то время, как доля трудоспособных уменьшится с 63 до 55%. (По данным Всемирного Банка к 2025 году доля лиц преклонного возраста в России составит около 20%.) Это означает, что демографическая нагрузка на трудоспособных увеличится за 15 лет в 1,4 раза. В 15-летней перспективе демографические тенденции станут определяющими для территории, границ и целостности России. При реализации пессимистичного прогноза, предполагающего сокращение населения страны к 2020 г. до 130 млн. чел., а к середине века – до 80-90 млн. чел., высока вероятность сжатия населенного пространства России до юго-западного сектора европейской части страны, стагнация, а затем упадок восточных регионов (включая Урал), вплоть до потери отдельных территорий, частичное свертывание производства, урезание пенсионного обеспечения и других социальных программ, после 2010 г. резко обостряется проблема устойчивости пенсионного обеспечения и других социальных программ в связи с ростом демографической нагрузки со стороны пожилого населения.
В последние годы в России проявилась важная тенденция – увеличение числа детей, рожденных женщиной в течение детородного периода (коэффициент суммарной рождаемости). Ожидается, что этот показатель увеличится с 1,32 (2003 г.) до 1,6 в 2020 г. Однако для простого замещения поколений требуется повышение интенсивности деторождений до 2,1-2,3 ребенка (уровень 1988 г.).
Согласно умеренно-оптимистичному прогнозу, не учитывающему возможный «всплеск» смертности от СПИДа и других заболеваний, смертность в России в ближайшие 15 лет останется примерно на одном и том же уровне (16,5-16,7 умерших на 1000 чел.), превышающем значения для развитых стран в полтора-два раза.
По прогнозам Минэкономразвития переломить ситуацию удастся с 2014-2016 года, к 2020 - достичь количества населения в 141 миллион человек, а к 2030 - 142-144 миллиона человек. При этом предполагается переломить тенденцию не только по старению населения, но и по повышению рождаемости, и по продлению средней продолжительности жизни. Предполагается также, что средняя продолжительность жизни увеличится до 75 лет (Сегодня этот показатель составляет примерно 66-67 лет). Доля россиян по данным Всемирного банка старше 65 лет в результате снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни к 2025 году способна достичь 18 процентов. Таким образом, отмечается тенденция стремительного старения Российского населения: к 2025 году каждый пятый россиянин будет старше 65 лет. Численность населения в возрасте старше трудоспособного в период после 2007 г. по демографическому прогнозу будет ежегодно увеличиваться в среднем на 300 тыс. человек.
В странах Европейского Союза (ЕС) поддержку каждого пенсионера в среднем обеспечивают четыре человека работоспособного возраста, к 2040 г. их может остаться только двое, а в некоторых странах, например в Германии, соотношение работающих и пенсионеров будет почти один к одному. По оценкам ООН возрастного состава населения мира в 2005 году коэффициент демографической поддержки пожилых в 2005 году составил 9 человек, к 2020 году прогнозируется его снижение до 7 человек. Причем его снижение обусловлено ростом числа пожилых людей на 50% при росте количества трудоспособных на 19%. Интересы пенсионеров в каждой стране различны, но в них есть много общего, например пенсии, медицинская помощь, долгосрочный уход и рабочие места (для тех, кто ещё работает или хотел бы работать). В качестве наглядного выражения принципа личной ответственности служит такой показатель, как коэффициент замещения пенсией заработной платы застрахованных. Его средние размеры в индустриально развитых странах составляют величину в диапазоне 55-70%. В России, по оценке специалистов, в последнее время и в будущем коэффициент замещения склонен к понижательной тенденции. Более того, низкая ожидаемая продолжительность жизни (58) и низкий коэффициент рождаемости (1,4) характеризуют Россию и большинство бывших республик СССР как страны с более чем мрачным будущим, так называемый постмодернистский мальтузианский ад. В результате население России способно сократиться до 58 млн. чел. (оценка американских ученых).
Таким образом, число работающих граждан по отношению к числу пенсионеров неуклонно сокращается и это общемировая тенденция, поэтому в перспективе дефицит распределительной системы все равно будет воспроизводиться. Это — основной довод в пользу перехода к накопительной системе. Поэтому надо говорить не столько о том, что ущемляются интересы отдельных людей, сколько о снижении долгосрочной финансовой устойчивости системы пенсионного обеспечения в целом.
Сокращение нагрузки за счет снижения рождаемости, как правило, опережает возрастание нагрузки за счет увеличения доли пожилых и старых. Этот феномен получил название «демографическое окно». Оно открывается на небольшой период (10-20 лет) и даёт шанс странам, где наблюдается такой процесс, на своеобразной «демографический бонус» - возможность ускорения экономического роста за счет снижения демографической нагрузки. Такое «окно» в прошлом открывалось в ряде стран Восточной Азии («Азиатские тигры») и Латинской Америки (Бразилия, Мексика).
По прогнозам ООН, учитывающим границы трудоспособного возраста 15 и 65 лет, для России «демографическое окно» уже открыто. В соответствии с этим прогнозом Россия в 2005-2015 гг. будет находится в достаточно благоприятной, с этих позиций, ситуации из-за относительно низкой рождаемости и, соответственно, невысокой иждивенческой нагрузки.
Однако, если учитывать российские реалии – границы трудоспособного возраста для мужчин 16-60 лет, для женщин, 16-55 лет, «демографическое окно» начнет закрываться гораздо раньше, а сама нагрузка будет значительно более высокой. Например, в 2015 г., по прогнозу ООН, нагрузка составит 42 на 100, а по прогнозу (и методике) российских статистиков – 69 на 100. В 2020 г. – соответственно 47 и 78. Расхождение огромное. В этих условиях только изменение границ пенсионного возраста в сторону повышения может уменьшить размеры иждивенческой нагрузки, оптимизировать нагрузку на бюджет и Пенсионный фонд.
Чем позже начинается снижение рождаемости, тем позже открывается «демографическое окно». В беднейших странах Африки «окно» откроется не раньше 2030 г.
Вслед за «демографическим окном» наступает фаза ускоренного старения населения и соответствующего роста иждивенческой нагрузки, роста расходов на пенсии и содержание пожилых нетрудоспособных. Поэтому для любой страны крайне важно максимально эффективно использовать «демографическое окно» - упущенные возможности обернутся замедлением экономического роста и торможением роста благосостояния и продолжительности жизни.
По ожиданиям, в России пик демографического кризиса придётся на 2010-2020 годы. Именно к этому времени, по различным прогнозам, численность экономически активного населения в стране сократится с нынешних 90 млн до 76 млн человек. Процесс уже необратим: нацпроекты, материнский капитал и прочие попытки правительства стимулировать рождаемость дадут эффект не раньше чем через 20 лет.
Пережить кризис, который случится в 2010-2020 годах, будет непросто. Президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев считает, что сокращение населения не позволит реализовать мэртовский долгосрочный сценарий инновационного развития российской экономики.
Не намного оптимистичнее настроен руководитель Института экономики переходного периода Егор Гайдар. Выступая на Петербургском экономическом форуме, он назвал демографическую ситуацию, которая складывается в стране, главным финансовым риском на ближайшие десятилетия. И выход из кризиса он видит только один - накопить в Фонде будущих поколений не менее 70% ВВП с тем, чтобы накопленные нефтедоллары помогли России безболезненно пережить старение населения. Сейчас в Стабфонде, который будет с 2008 года разделен на две части, накоплено около 10% ВВП, и часть этих денег уже будет потрачена на развитие экономики.
Известный специалист в области демографии, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, напротив, считает, что попытка правительства диверсифицировать экономику и создать несколько конкурентоспособных инновационных отраслей - единственно возможный способ застраховаться от демографического кризиса. "Нужно сосредоточить рынок труда на трех-четырех инновационных отраслях, будь то нанотехнологии, авиация или что-либо еще. По мнению Гонтмахера, только пойдя по такому пути (на Западе, по его словам, это уже делается), можно застраховать экономику от спада на ближайшие десятилетия.
Тем не менее, если диверсификации экономики не получится, а Стабфонд будет потрачен, то будущим пенсионерам не позавидуешь. Тенденция старения населения - вызов всей цивилизации, но только в России это приведет к сокращению коэффициента пенсионных выплат до 17% от средней зарплаты уже к 2010 году. По оценкам МВФ
ежегодные трансферты правительства в Пенсионный фонд должны будут
постепенно увеличиться до 3 процентов ВВП, для того чтобы стабилизировать
коэффициент замещения на текущем уровне. "И если не принять радикальных мер уже сейчас, положение пенсионеров резко ухудшится, а добавки государства к пенсии, съест инфляция." - утверждает Е. Гонтмахер (Институт мировой экономики и международных отношений РАН).
Используемая литература:
1. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. - М.:Делоая литература, 2007 - 352 с.
2. А.Р.Белоусов Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу/ ж-л Проблемы прогнозирования №1(94), 2006 г.
3. По мнению Михаила Дмитриева, сокращение населения не позволит реализовать долгосрочный сценарий инновационного развития российской экономики/
Газета, 21.06.2007, с. 7
4. Российская Федерация – консультации в соответствии со статьей IV Устава МВФ Предварительные выводы миссии МВФ 28 мая 2007 г. http://www.imf.org/External/NP/ms/2007/rus/052807r.pdf
По данным Всемирного банка, в 1990 г. в мире в возрасте старше 60 лет находилось 9% всего населения планеты, которое может значительно возрасти уже к 2030 г. Доля лиц пожилого возраста в составе населения будет увеличиваться (к 2020 г. + 2 проц. пункта). В то же время к 2020 г. доля детей в общей численности населения мира снизится (2005 г. – 28%, 2020 г. – 25%) на фоне роста доли населения в трудоспособном возрасте. В результате несколько уменьшится нагрузка иждивенцев (детей и пожилых) на трудоспособное население с 55,1 до 52,8%. При этом в Европе и других развитых регионах иждивенческая нагрузка будет расти, в менее развитых – снижаться.
В целом по миру анализ демографических процессов показывает:
• Число людей старше 60 лет вырастет с 670 млн. в 2005 г. до 1 млрд. в 2020 г. и достигнет к 2050 г. 2 млрд. человек;
• Доля людей старше 60 лет за полстолетия увеличится с 10 до 22%;
• Средний возраст жителя планеты, составлявший в начале XXI в. Примерно 26 лет, увеличится к 2050 г. до 37 лет.
За последние 50 лет значительно выросла средняя продолжительность жизни населения. Показатель ожидаемой продолжительности жизни в целом в мире увеличился с 46 лет в первой половине 1950-х годов до 67 лет в 2004 г. В развитых странах он составляет 76 лет, в менее развитых – 65 лет. Лидером по продолжительности жизни является Япония, где с 1995 по 2000 год показатель составил 80 лет, за ней исландия - 79,3 года, далее Канада - 78,9, Франция - 78,8 и Гонконг - 78,8 поделили четвертое место (по данным мирового статистического спрвочника журнала Economist).
Процесс старения населения будет быстро нарастать во всех крупных странах Европы, в США и в Японии. Увеличение доли пожилого населения обострит проблему пенсионного обеспечения, приведет к снижению динамики потребительских стандартов и сбережений. По расчетам американских ученых, через 20 лет личные сбережения граждан из-за старения населения в США, Германии, Японии, Великобритании, Италии сократятся на две трети.
Большинство существующих в мире государственных пенсионных систем находятся в предкризисном состоянии, не соответствуют экономическим, социальным и правовым реалиям. Соотношение между населением пенсионного и трудоспособного возрастов в последние годы неблагоприятно для пенсионной системы: коэффициент демографической поддержки пожилых (по методике ООН – число лиц в возрасте 15-64 лет на одного человека в возрасте 65 лет и старше), характеризующий нагрузку пожилых на население в трудоспособном возрасте, в течение всего десятилетия находился на недопустимо низком уровне: не превышал 6 и имел тенденцию к снижению вплоть до 1998 г.
В США в 2000 году было 35,5 млн человек в возрасте 65 лет и старше, в 2030 г. таких будет 69,4 млн. По прогнозам американских ученых в период до 2030 года американской пенсионной системе предстоит большое потрясение – выход на пенсию представителей поколения беби-бум (по прогнозам 2008 год). К концу этого срока на одного пенсионера будет приходиться всего лишь около двух работающих. Раньше на содержание одного пенсионера «сбрасывались» 16 работников, а будут только двое. Для системы социального страхования это станет крушением всех надежд.
Журнал Science опубликовал данные, подсчитанные исходя из исторического темпа роста продолжительности жизни, по ожидаемой продолжительности жизни американских женщин, которая в 2070 году может составить от 92,5 до 101, 5 года. Это существенно выше, чем 85 лет, предполагаемые средним прогнозом системы социального страхования. Сегодня в США коэффициент рождаемости близок к уровню воспроизводства населения (если коэффициент рождаемости равен 2,1, то через несколько десятилетий численность населения стабилизируется)и в 1999 году составил чуть более двух рождений на одну женщину за всё время её жизни. На текущий момент США имеет благоприятную демографическу ситуацию, что характеризуется высокой ожидаемой продолжительностью жизни (73,4), низкий коэффициент рождаемости (2,1). Для сопоставления Япония, Китай и большинство стран Европы имея высокую ожидаемую продолжительность жизни (76,9) имеет слишком низкий коэффициент рождаемости (1,5). Именно данные показатели и характеризуют дороговизну пенсионной системы. Дешёвый с точки зрения расходов вариант исходит из предположения о сравнительно более высокой смертности в будущем и дорогой исходя из более благоприятных показателей.
В последующие несколько лет в России отмечалось незначительное повышение коэффициента демографической поддержки пожилых, однако, по оценкам, начиная с 2003 г. снижение данного показателя возобновится, и в течение последующих лет прогнозного периода ожидается волнообразное его колебание. Сокращение трудоспособного населения в России будет происходить на фоне старения населения и увеличения демографической нагрузки на трудоспособных. Доля населения в возрасте, старше трудоспособного, увеличится с 20% в 2005 г. до 25% в 2020 г., в то время, как доля трудоспособных уменьшится с 63 до 55%. (По данным Всемирного Банка к 2025 году доля лиц преклонного возраста в России составит около 20%.) Это означает, что демографическая нагрузка на трудоспособных увеличится за 15 лет в 1,4 раза. В 15-летней перспективе демографические тенденции станут определяющими для территории, границ и целостности России. При реализации пессимистичного прогноза, предполагающего сокращение населения страны к 2020 г. до 130 млн. чел., а к середине века – до 80-90 млн. чел., высока вероятность сжатия населенного пространства России до юго-западного сектора европейской части страны, стагнация, а затем упадок восточных регионов (включая Урал), вплоть до потери отдельных территорий, частичное свертывание производства, урезание пенсионного обеспечения и других социальных программ, после 2010 г. резко обостряется проблема устойчивости пенсионного обеспечения и других социальных программ в связи с ростом демографической нагрузки со стороны пожилого населения.
В последние годы в России проявилась важная тенденция – увеличение числа детей, рожденных женщиной в течение детородного периода (коэффициент суммарной рождаемости). Ожидается, что этот показатель увеличится с 1,32 (2003 г.) до 1,6 в 2020 г. Однако для простого замещения поколений требуется повышение интенсивности деторождений до 2,1-2,3 ребенка (уровень 1988 г.).
Согласно умеренно-оптимистичному прогнозу, не учитывающему возможный «всплеск» смертности от СПИДа и других заболеваний, смертность в России в ближайшие 15 лет останется примерно на одном и том же уровне (16,5-16,7 умерших на 1000 чел.), превышающем значения для развитых стран в полтора-два раза.
По прогнозам Минэкономразвития переломить ситуацию удастся с 2014-2016 года, к 2020 - достичь количества населения в 141 миллион человек, а к 2030 - 142-144 миллиона человек. При этом предполагается переломить тенденцию не только по старению населения, но и по повышению рождаемости, и по продлению средней продолжительности жизни. Предполагается также, что средняя продолжительность жизни увеличится до 75 лет (Сегодня этот показатель составляет примерно 66-67 лет). Доля россиян по данным Всемирного банка старше 65 лет в результате снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни к 2025 году способна достичь 18 процентов. Таким образом, отмечается тенденция стремительного старения Российского населения: к 2025 году каждый пятый россиянин будет старше 65 лет. Численность населения в возрасте старше трудоспособного в период после 2007 г. по демографическому прогнозу будет ежегодно увеличиваться в среднем на 300 тыс. человек.
В странах Европейского Союза (ЕС) поддержку каждого пенсионера в среднем обеспечивают четыре человека работоспособного возраста, к 2040 г. их может остаться только двое, а в некоторых странах, например в Германии, соотношение работающих и пенсионеров будет почти один к одному. По оценкам ООН возрастного состава населения мира в 2005 году коэффициент демографической поддержки пожилых в 2005 году составил 9 человек, к 2020 году прогнозируется его снижение до 7 человек. Причем его снижение обусловлено ростом числа пожилых людей на 50% при росте количества трудоспособных на 19%. Интересы пенсионеров в каждой стране различны, но в них есть много общего, например пенсии, медицинская помощь, долгосрочный уход и рабочие места (для тех, кто ещё работает или хотел бы работать). В качестве наглядного выражения принципа личной ответственности служит такой показатель, как коэффициент замещения пенсией заработной платы застрахованных. Его средние размеры в индустриально развитых странах составляют величину в диапазоне 55-70%. В России, по оценке специалистов, в последнее время и в будущем коэффициент замещения склонен к понижательной тенденции. Более того, низкая ожидаемая продолжительность жизни (58) и низкий коэффициент рождаемости (1,4) характеризуют Россию и большинство бывших республик СССР как страны с более чем мрачным будущим, так называемый постмодернистский мальтузианский ад. В результате население России способно сократиться до 58 млн. чел. (оценка американских ученых).
Таким образом, число работающих граждан по отношению к числу пенсионеров неуклонно сокращается и это общемировая тенденция, поэтому в перспективе дефицит распределительной системы все равно будет воспроизводиться. Это — основной довод в пользу перехода к накопительной системе. Поэтому надо говорить не столько о том, что ущемляются интересы отдельных людей, сколько о снижении долгосрочной финансовой устойчивости системы пенсионного обеспечения в целом.
Сокращение нагрузки за счет снижения рождаемости, как правило, опережает возрастание нагрузки за счет увеличения доли пожилых и старых. Этот феномен получил название «демографическое окно». Оно открывается на небольшой период (10-20 лет) и даёт шанс странам, где наблюдается такой процесс, на своеобразной «демографический бонус» - возможность ускорения экономического роста за счет снижения демографической нагрузки. Такое «окно» в прошлом открывалось в ряде стран Восточной Азии («Азиатские тигры») и Латинской Америки (Бразилия, Мексика).
По прогнозам ООН, учитывающим границы трудоспособного возраста 15 и 65 лет, для России «демографическое окно» уже открыто. В соответствии с этим прогнозом Россия в 2005-2015 гг. будет находится в достаточно благоприятной, с этих позиций, ситуации из-за относительно низкой рождаемости и, соответственно, невысокой иждивенческой нагрузки.
Однако, если учитывать российские реалии – границы трудоспособного возраста для мужчин 16-60 лет, для женщин, 16-55 лет, «демографическое окно» начнет закрываться гораздо раньше, а сама нагрузка будет значительно более высокой. Например, в 2015 г., по прогнозу ООН, нагрузка составит 42 на 100, а по прогнозу (и методике) российских статистиков – 69 на 100. В 2020 г. – соответственно 47 и 78. Расхождение огромное. В этих условиях только изменение границ пенсионного возраста в сторону повышения может уменьшить размеры иждивенческой нагрузки, оптимизировать нагрузку на бюджет и Пенсионный фонд.
Чем позже начинается снижение рождаемости, тем позже открывается «демографическое окно». В беднейших странах Африки «окно» откроется не раньше 2030 г.
Вслед за «демографическим окном» наступает фаза ускоренного старения населения и соответствующего роста иждивенческой нагрузки, роста расходов на пенсии и содержание пожилых нетрудоспособных. Поэтому для любой страны крайне важно максимально эффективно использовать «демографическое окно» - упущенные возможности обернутся замедлением экономического роста и торможением роста благосостояния и продолжительности жизни.
По ожиданиям, в России пик демографического кризиса придётся на 2010-2020 годы. Именно к этому времени, по различным прогнозам, численность экономически активного населения в стране сократится с нынешних 90 млн до 76 млн человек. Процесс уже необратим: нацпроекты, материнский капитал и прочие попытки правительства стимулировать рождаемость дадут эффект не раньше чем через 20 лет.
Пережить кризис, который случится в 2010-2020 годах, будет непросто. Президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев считает, что сокращение населения не позволит реализовать мэртовский долгосрочный сценарий инновационного развития российской экономики.
Не намного оптимистичнее настроен руководитель Института экономики переходного периода Егор Гайдар. Выступая на Петербургском экономическом форуме, он назвал демографическую ситуацию, которая складывается в стране, главным финансовым риском на ближайшие десятилетия. И выход из кризиса он видит только один - накопить в Фонде будущих поколений не менее 70% ВВП с тем, чтобы накопленные нефтедоллары помогли России безболезненно пережить старение населения. Сейчас в Стабфонде, который будет с 2008 года разделен на две части, накоплено около 10% ВВП, и часть этих денег уже будет потрачена на развитие экономики.
Известный специалист в области демографии, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, напротив, считает, что попытка правительства диверсифицировать экономику и создать несколько конкурентоспособных инновационных отраслей - единственно возможный способ застраховаться от демографического кризиса. "Нужно сосредоточить рынок труда на трех-четырех инновационных отраслях, будь то нанотехнологии, авиация или что-либо еще. По мнению Гонтмахера, только пойдя по такому пути (на Западе, по его словам, это уже делается), можно застраховать экономику от спада на ближайшие десятилетия.
Тем не менее, если диверсификации экономики не получится, а Стабфонд будет потрачен, то будущим пенсионерам не позавидуешь. Тенденция старения населения - вызов всей цивилизации, но только в России это приведет к сокращению коэффициента пенсионных выплат до 17% от средней зарплаты уже к 2010 году. По оценкам МВФ
ежегодные трансферты правительства в Пенсионный фонд должны будут
постепенно увеличиться до 3 процентов ВВП, для того чтобы стабилизировать
коэффициент замещения на текущем уровне. "И если не принять радикальных мер уже сейчас, положение пенсионеров резко ухудшится, а добавки государства к пенсии, съест инфляция." - утверждает Е. Гонтмахер (Институт мировой экономики и международных отношений РАН).
Используемая литература:
1. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. - М.:Делоая литература, 2007 - 352 с.
2. А.Р.Белоусов Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу/ ж-л Проблемы прогнозирования №1(94), 2006 г.
3. По мнению Михаила Дмитриева, сокращение населения не позволит реализовать долгосрочный сценарий инновационного развития российской экономики/
Газета, 21.06.2007, с. 7
4. Российская Федерация – консультации в соответствии со статьей IV Устава МВФ Предварительные выводы миссии МВФ 28 мая 2007 г. http://www.imf.org/External/NP/ms/2007/rus/052807r.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий