четверг, 22 мая 2008 г.

продолжение Политика государства в развитии НПФ. Исследование проводимой в стране реформы пенсионной системы в части накопительного элемента.




Преобразования экономических институтов имеют место в процессе проведения экономических реформ, так как социально-экономический консенсус в обществе является производным от его социально-политического консенсуса, на который ориентированы все ветви власти в демократическом государстве. Считается, что все демократические цели и задачи, которые ставит государство, являются выражением либеральных преобразований общества и экономики - снижение налоговых ставок, приватизация, защита собственности и конкуренции, внедрение контрактных отношений в армию, административная реформа, создание накопительной пенсионной системы и медицинского страхования.
Вопрос финансового обеспечения старости в последнее десятилетие стал чрезвычайно актуальным во всем мире: старение населения, с одной стороны, и повышение уровня жизни в большинстве стран, с другой, привели к тому, что поддержание благосостояния людей в течение достаточно длительного периода времени после выхода на пенсию стало основной задачей, как государства, так и самих работников.
Современное право на материальное обеспечение в старости в практике цивилизованных стран мирового сообщества признается одним из основных прав человека. Оно сопровождает каждого гражданина с момента рождения и до конца жизни. Конституцией РФ 1993 г. (п.1 ст.39) в соответствии с международными принципами каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Главная задача пенсионной системы заключается в обеспечении наиболее полного соответствия пенсионных обязательств и накопленных за весь трудовой период каждым застрахованным гражданином пенсионных прав. На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макроэкономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъективные политические решения. Для граждан основными критериями являются: коэффициент замещения, покупательная способность пенсии, прожиточный минимум, гарантии и стабильность пенсионных выплат. Безусловно, с точки зрения разных категорий граждан выгодность системы для них лично будет выглядеть по-разному. При этом различия могут иметь место по множеству факторов: уровню оплаты труда, полу, уровню образования, профессии, состоянию здоровья и т. д., т.е. те факторы, которые воздействуют на уровень накопленных пенсионных средств.
Распределительный принцип, старение населения и падение рождаемости грозит тем, что в достаточно скором будущем работающее население уже не сможет своими взносами в ПФ прокормить пенсионеров. Существенное различие в заработках, возникшее с приходом рыночных отношений, привело к тому, что рассчитываемая пенсия может кардинально не соответствовать сделанным за человека взносам. По этим и другим причинам в России с 2002 года началась пенсионная реформа, основная задача которой – переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной. Накопительная система менее чувствительна к проблемам старения населения, так как каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет страхующего фонда.
В свою очередь реформа объективно требует обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями со страховщиками.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. №790 стала программным документом. Она получила широкое освещение и была ориентирована на эволюционное изменение действующей пенсионной системы и не предусматривала резких изменений «правил игры» на пенсионном поле.
В качестве основных целей пенсионной реформы концепцией были названы:
- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;
- совершенствование управления пенсионной системой.
Концепция 1995 года [6]предусматривала создание следующих трех уровней пенсионного обеспечения:
- базовые (социальные) пенсии, устанавливаемые нетрудоспособным (не застрахованным) гражданам в соответствии с законодательно утверждаемыми минимальными социальными стандартами и финансируемыми за счет бюджетных средств;
- трудовые (страховые) пенсии, предоставляемые трудоспособным (застрахованным) гражданам, размер которых зависит от продолжительности трудового (страхового) стажа и величины внесенных за этот период обязательных страховых взносов;
- негосударственные пенсии, предоставляемые как дополнительные по отношению к государственным (трудовым) пенсиям и финансируемые за счет добровольных корпоративных или личных страховых накоплений.
Ряд правовых нормативных актов, предусмотренных Концепцией 1992 года, был реализован Концепцией 1995 года. Так был принят Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», который заложил основы формирования новой инфраструктуры пенсионной системы.
Подготовка Концепции была начата Правительством в 1993 году. К работе был привлечен широкий круг специалистов. Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Федеральное ведомство страхования служащих ФРГ представили заключение, что «стратегия реформирования пенсионной системы выбрана правильно, отвечает мировому опыту». Критические замечания сводились «к отдельным элементам системы и к отсутствию достаточно разработанных механизмов ее формирования».
Главное преимущество данной многоуровневой системы для застрахованного лица состоит в диверсификации рисков, поскольку весь пенсионный портфель имеет разнообразные источники финансирования.

Нормативно-правовая основа пенсионной реформы

Нормативно-правовая основа пенсионной реформы была в основном сформирована в 2002-2003 годах, в ней были определены основные принципы аккумулирования средств пенсионных накоплений и управления ими, которые отражают международные принципы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в частности, привлечение частных компаний для управления средствами пенсионных накоплений[1]. Допустимый уровень рисков и требований к диверсификации портфеля инвестированных средств был установлен исходя из принципа разумной осторожности. Первый опыт продемонстрировал устойчивость системы контроля инвестирования пенсионных накоплений, поэтому вместе с дальнейшим развитием рынка ценных бумаг можно пойти на некоторое смягчение требований к структуре портфеля управляющих компаний, занимающихся инвестированием средств пенсионных накоплений, с тем, чтобы дать им возможность повысить эффективность вложения этих средств.
В определенной мере распределительная система была сохранена, но она дополняется добровольным пенсионным обеспечением граждан через негосударственные пенсионные фонды. Первым шагом в переходе российской пенсионной системы от распределительного типа к смешанному, то есть объединяющему в себе как распределительную, так и накопительную системы выплаты пенсий стало введение пенсионной реформой накопительного элемента в пенсионных отчислениях работодателей в России с 1 января 2002 года.
В настоящее время государственные пенсии формируются посредством отчислений определенного размера взносов в Пенсионный фонд от дохода гражданина. Всем выходящим на пенсию гражданам государство гарантирует базовую пенсию, не зависящую от трудового стажа или заработка, а две остальные части пенсии будут зависеть от доходов работника. Базовая часть создана по распределительной схеме, т.е. половина поступивших взносов делится на всех пенсионеров поровну. В 2003 году размер базовой пенсии составлял 554 рубля. Размер базовой части пенсии растет св соответствии с уровнем инфляции. В начале проведения реформы планировалось довести базовую часть до прожиточного минимума пенсионера, однако это положение не было реализовано. Однако эффективность такой системы остается по-прежнему низкой. Кроме того, у граждан с уровнем зарплаты выше среднего в виде базового налога берется средств более, чем потом в последствии планируется компенсировать посредством базовой части пенсии. У такого человека не будет заинтересованности выводить свою зарплату из тени, поскольку такая система забирает больше, чем отдает. Грубо уравнительный принцип распределения половины пенсионных взносов имеет один результат для всех, независимо от вклада человека в систему. Общий объем обязательств ПФР по выплатам базовой части пенсии определяется самим ПФР, а это половина пенсионных взносов, приблизительно … руб. Таким образом, данная часть пенсионной системы не предполагает создания полномасштабного пенсионного резерва и строится на основе принципа солидарности, предполагая покрытие текущих расходов на выплату пенсий из текущих поступлений. Исходя из этого баланс такого фонда в условиях распределительного способа финансирования выражается следующей формулой:

t х V x L = W x P, где
t – ставка пенсионных взносов;
V – среднегодовая заработная плата;
L - общее число работающих;
W – среднегодовой размер пенсии;
P – общее число пенсионеров.
Однако, сокращение трудоспособного населения в России будет происходить на фоне старения населения и увеличения демографической нагрузки на трудоспособных. Доля населения в возрасте, старше трудоспособного, увеличится с 20% в 2005 г. до 25% в 2020 г., в то время, как доля трудоспособных уменьшится с 63 до 55%. (По данным Всемирного Банка к 2025 году доля лиц преклонного возраста в России составит около 20%.) Это означает, что демографическая нагрузка на трудоспособных увеличится за 15 лет в 1,4 раза. С течением времени базовую часть придется либо устранить (снизить ее размеры), либо увеличить налогообложение последующих поколений, так как в результате роста численности пенсионеров налоговая нагрузка должна будет или увеличиться или уменьшиться – и то и другое непопулярные меры для будущих правительств.
В настоящее время всеми странами, входящими в МОТ, признается страховая природа пенсии. Суть концепции состоит в том, что наемный работник в рамках обязательного пенсионного страхования за счет части своего заработка защищает или страхует себя от риска оказаться в нищете в старости или при наступлении инвалидности в результате неизбежной утраты регулярного дохода от трудовой деятельности. Кроме того, страхуются и нетрудоспособные члены семьи работника, живущие на доходы от его трудовой деятельности, от риска оказаться без средств к существованию в случае смерти кормильца. В обязательном пенсионном страховании страховым риском выступает изменение материального положения работающих граждан, а достижение пенсионного возраста, инвалидность или потеря кормильца являются только страховыми событиями, наступление которых в определенный момент времени порождает обязанность страховщика осуществлять выплату пенсии (страховки) в соответствии с алгоритмом ее расчета. Это позволяет определить такого рода пенсию как отложенную часть заработной платы (источник финансирования), позволяющей компенсировать работнику (или его иждивенцам) утраченного им (ими) дохода при наступлении соответствующего страхового события.
Страховая часть пенсии определяется на основе специальных коэффициентов. Она гарантирует поддержание пенсионных выплат не ниже уровня прожиточного минимума. Ключевой аспект, который отличает пенсионное страхование (как добровольное, так и обязательное) от других институтов социальной защиты, состоит в том, что застрахованное лицо имеет право на страховые выплаты при условии, что оно было застраховано (оно самостоятельно или за него другим лицом уплачивались взносы) и подтвержден факт наступления страхового случая. Это предполагает, принципиальный момент – отсутствие проверки нуждаемости (т.е. проверки материального состояния данного лица).
Основной же долей будущих пенсий предполагается сделать ее накопительную часть, то есть те взносы, которые осуществляет работодатель за сотрудника или сам работник в течение его трудовой жизни.


В последнее время у Пенсионного фонда складывается тенденция исчерпания своего страхового резерва. В начале 2005 года в резерве было 97 млрд. рублей, а к 2007 году согласно проекту бюджета в ПФР останется лишь 19 млрд. рублей. Резерв уменьшается за счет того, что идет покрытие из него части дефицита, а компенсируют это покрытие неадекватно. Возможна ситуация, когда ПФР вообще окажется без резерва. Это абсолютно неправильно, во всем мире пенсионные системы имеют свои резервы - на случай резких колебаний валютных курсов, других неблагоприятных изменений. Шведы, когда начинали пенсионную реформу, в страховом резерве своей пенсионной системы имели семь ее годовых бюджетов. И за первые 2 года реформы два бюджета они дополнительно израсходовали – на разъяснительную работу в первую очередь, но пять годовых бюджетов у них осталось. А резерв ПФР – это меньше месячной выплаты.



Место НПФ в пенсионной системе России

Потенциал рынка пенсионных накоплений обусловливает его значение для развития как рынка ценных бумаг в целом, так и отрасли коллективных инвестиций, в частности. Поэтому задача организации профессионального частного управления частью средств пенсионных накоплений является одной из важнейших задач пенсионной реформы.
У. Шарп [3 с. 354] в своей работе отмечал, что пенсионные фонды дают своим вкладчикам и участникам несколько важных налоговых преимуществ:
1) Работодатели могут считать взносы в пенсионные фонды расходами, которые можно вычитать при подсчете налогов.
2) Если работодатель делает взнос в пенсионный фонд в пользу служащего, то служащий откладывает уплату подоходного налога, которым облагается этот взнос.
3) Инвестиции пенсионных фондов, которые приносят прибыль, не облагаются налогом до момента изъятия.
В Российской Федерации накопительные пенсионные системы и институты коллективных инвестиций, играющие значимую роль на мировом финансовом рынке, находятся лишь в самом начале своего развития. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному. [2 с. 515] Осуществляется как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.
Добровольное пенсионное обеспечение позволяет развить самообеспечение граждан на основе стимулирования различных потребностей в пенсиях в зависимости от предпенсионных возможностей граждан (уровень заработной платы, стаж и опыт работы).
Условия добровольного пенсионного страхования определены Федеральным законом №75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах».
НПФ своей эффективностью, гибкостью и четкостью в работе, умением размещать пенсионные резервы, т.е. сохранять и наращивать доверенные вкладчиками деньги, доказали не только свою способность развиваться в сложных экономических условиях в период построения нормативно-законодательной базы, но и свою социальную востребованность, что послужило доказательством их права участвовать наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации в государственном пенсионном страховании миллионов рабочих и служащих – будущих получателей трудовых пенсий по старости и профессиональных пенсий. Таким образом, в 2003 г. граждане получили возможность выбора — оставить деньги в Пенсионном фонде России для вложений в государственные ценные бумаги или передать их частным управляющим компаниям, а негосударственные пенсионные фонды помимо прав управления добровольными пенсионными программами получили права страховщиков накопительной части обязательного пенсионного страхования. В целях обеспечения экономической безопасности для плательщиков, а также для создания конкурентного финансового рынка внесены Законом №14-ФЗ (2003 г.) уточненные требования к НПФ, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, а также к спецдепозитариям и управляющим компаниям, обеспечивающим управление этих средств, условия учета и отчетности НПФ по средствам пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию и другие особенности деятельности НПФ.
Анализ показывает, что в ведущих отраслях промышленности 30 – 40% работающих являются участниками негосударственных пенсионных фондов, однако общее число участников в среднем по России в 2002 году составляло только 5,1% трудоспособного населения России, а в 2006 году – 7,1%. Для сравнения в Чили данный показатель составлял в 2000 году 95% рабочей силы и только 5% оставались в старой пенсионной системе.
При всех своих достоинствах система накопления пенсий не лишена свойственных ей недостатков. Основная причина заключается в ограничении эффективности системы доходами участников. При отсутствии других источников существования или их недостатке, пенсионеры могут оказаться социально незащищенными. Прежде всего, в группу социально незащищенных граждан попадут инвалиды, безработные. Увольнение с работы или на длительный перерыв в связи с рождением ребенка или службой в армии влекут снижение накопительного периода, что отразится на размерах пенсии.
Второй аспект проблемы, как выяснили специалисты, состоит в том, что накопительные пенсионные системы имеют значительно более высокие затраты по сравнению с перераспределительным финансированием. Ярким примером является Чили, где частные пенсионные фонды заняли на рынке доминирующее положение по сравнению с другими финансовыми институтами. Расходы на менеджмент, содержание аппарата и на работу фондов составляют в среднем около 15% от поступлений страховых взносов. Объективно обусловленные высокие затраты фондов свидетельствуют о том, что деятельность фондов с низким уровнем затрат не может быть высокодоходной, однако и с высокими затратами имеется вероятность высокого делового риска. К этому можно дополнить, что высокие затраты накопительной системы могут быть обусловлены также незрелостью системы - разрозненностью и чрезмерно большим количеством частных институтов пенсионного обеспечения и посредников при размещении активов (компании по управлению активами пенсионных фондов).

Третий аспект состоит в том, что бремя переходного периода от распределительной к накопительной системе должно взять на себя государство, оплачивая соответствующие расходы из бюджета. Основная доля которых пойдет на содержание поколения пенсионеров, вышедших на пенсию в рамках старой системы.

В накопительных системах осуществляется плата за риск, страхование пенсионных фондов или пенсионных резервов в страховых компаниях. Созданная система накопления хотя и стимулирует экономический рост, но кризис финансового рынка может привести к банкротству накопительной пенсионной системы и болезненно отразится на пенсионерах. Примером может служить финансовый кризис в США 1929-1933 гг. Никакие меры правительства, направленные на обеспечение надежности не смогли защитить стариков, оставшихся без средств к существованию в результате банкротства пенсионных планов.

Становление и развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем

Становление и развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем на современном этапе является приоритетной задачей и должно стимулироваться в первую очередь. Формирование дополнительных профессиональных пенсионных систем будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать у себя такие системы, а также возможности государства предоставить соответствующие льготы. После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей. Дополнительная профессиональная пенсионная система должна удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, она обязана обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и координироваться с государственной пенсионной системой.
По нынешнему законодательству работодатели делают вычитаемые из налогов взносы в пенсионный фонд, обеспечивая выплату пенсий своим работникам после наступления пенсионного возраста. Эти взносы работодателя представляют собой особую форму дохода его служащих. Более того, этот доход вкладывается и растет без налогообложения в течении всей жизни служащих. Правда, служащие платят налоги на пенсионные взносы, но только тогда, когда получат свои пенсионные начисления после выхода на пенсию.

Пенсионная реформа неразделима от функционирования финансового рынка

Формирование системы добровольного пенсионного обеспечения опирается, прежде всего, на развитие и повышение финансовой надежности действующей системы негосударственных пенсионных фондов, что предъявляет повышенный спрос на надежные и достаточно доходные активы, в которые могли бы быть инвестированы пенсионные накопления. С этой позиции укрепление конкурентоспособности национального финансового рынка, преимущественный вывод на него лучших российских компаний является приоритетной задачей для стратегии развития коллективных инвестиций в России, так как несовершенство инфраструктуры финансового рынка повышает трансакционные издержки. Таким образом, стратегической целью развития рынка ценных бумаг РФ является его постепенное сближение с тенденциями изменения в объемах и структуре реального производства, а также создание механизмов реального привлечения инвестиционных ресурсов промышленными предприятиями с использованием инструментария фондового рынка. Иными словами, РЦБ должен превратиться из механизма преимущественно краткосрочных финансовых спекуляций в механизм генерирования и перераспределения инвестиционных ресурсов.
Действительно, важнейшая общеэкономическая цель развития рынка ценных бумаг лежит, по существу, за пределами самого рынка. Она заключается в привлечении предприятиями-эмитентами относительно дешевых инвестиционных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства и экономического роста. Теоретически темпы развития фондового рынка должны корреспондировать с темпами развития экономики в целом (в 1995-2002 гг. динамика фондового рынка лишь на 12,7% обусловливалась тенденциями изменения ВВП России). Сложно представить себе находящуюся в состоянии кризиса или продолжительной депрессии экономику с высокоразвитым фондовым рынком. Поэтому прогрессивное развитие любой экономической системы рыночного типа влечет за собой в современных условиях и совершенствование рынка ценных бумаг посредством их активного взаимодействия на РЦБ. Следует отметить, что в условиях профицита федерального бюджета снижаются возможности и объемы государственных ценных бумаг, которые можно предложить пенсионной системе в качестве актива для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Ключевые направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка

Ключевые направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка в среднесрочной перспективе определены стратегией развития финансового рынка Российской Федерации в 2006 году [4]. Стратегия разработана исходя из целей и задач, предусмотренных проектом Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы).
Целью Стратегии является превращение финансового рынка в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора с одновременным созданием условий для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем.
Стратегией выделены главные направления государственной политики по вопросам развития финансового рынка в среднесрочной перспективе:
1) Создание необходимых предпосылок для формирования конкурентных институтов финансовой индустрии.
2) Снижение регулятивных барьеров для выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка.
3) Укрепление законодательной базы защиты прав инвесторов. Снижение инвестиционного риска на финансовом рынке.
4) Реформа системы регулирования на финансовом рынке.
Одним из направлений создания конкурентных институтов финансовой индустрии предусмотрено развитие инфраструктуры пенсионной реформы. С этой целью в ближайшие годы предполагается предпринять ряд шагов по устранению препятствий дальнейшего ускоренного роста этого сектора финансовых услуг.
Важнейшей стратегической задачей в сфере регулирования финансового рынка должно стать применение единых требований и стандартов инвестирования для всех форм инвестиционных институтов в целях преодоления неоднородности норм, регулирующих деятельность инвестиционных институтов различных форм, что создаст предпосылки более эффективного регулирования и развития финансовых рынков.

Так, в системе обязательного пенсионного страхования
предполагается расширение перечня инструментов инвестирования. Решить эту проблему можно путем изменения порядка размещения пенсионных накоплений, отраженных на счетах лиц, не реализовавших право выбора частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, которое позволит избежать таких нарушений функционирования рыночного механизма, как монополизация рынка, манипулятивные практики, инсайдерская торговля и избыточное давление на ставку процента на рынке корпоративных облигаций. Эти мероприятия также позволят привлечь долгосрочные финансовые ресурсы к развитию промышленности, активизировать инвестиционную деятельность на рынке ценных бумаг и стабилизировать рынок за счет выхода на него широкого круга долгосрочных инвесторов.
Пока информированность населения о возможностях частного управления средствами пенсионных накоплений ограничена. В результате запоздалой рассылки писем Пенсионным фондом Российской Федерации крайне жесткими оказались на практике сроки принятия решений о выборе управляющей компании для большинства российских граждан. Именно эти факторы, наряду с имеющимся у россиян недоверием к финансовым организациям, стал определяющим при распределении пенсионных накоплений между государственной и частными управляющими компаниями.

В области добровольного пенсионного обеспечения
планируется стимулировать развитие схем частного пенсионного обеспечения, в том числе корпоративных, решая при этом вопросы, связанные с налогообложением и финансовой устойчивостью таких схем, соблюдением прав бенефициаров при банкротстве организаций-работодателей, обеспечением сохранности накоплений при выборе физическим лицом другой пенсионной схемы и прозрачности пенсионных схем, а также с установлением единых требований в отношении инвестирования пенсионных резервов и контроля за их инвестированием.
Первая группа проблем связана с развитием самих пенсионных институтов и инвестированием пенсионных накоплений. Короткий опыт в области инвестирования пенсионных накоплений свидетельствует о необходимости повышения уровня информирования застрахованных лиц об их правах в отношении пенсионных накоплений, а также информирования граждан о возможностях использования институтов коллективного инвестирования для осуществления сбережений.
Вторым направлением развития негосударственного пенсионного обеспечения должно стать совершенствование регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Относительно низкий уровень развития отрасли добровольного пенсионного обеспечения в значительной степени обусловлен отсутствием требований к стандартизации пенсионных схем, а также недостаточной информационной прозрачностью негосударственных пенсионных фондов.
В этих целях планируется установить унифицированные требования к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающие доступность данных схем для понимания потребителями. Законодательно обеспечить раскрытие информации, как о структуре вложений негосударственных пенсионных фондов, так и о структуре обязательств, структуре владения и бенефициарах. Отсутствие такого регулирования зачастую используется сегодня для сокрытия реальных собственников акций и получения контроля над компаниями.
Укрепление законодательной базы защиты прав инвесторов и снижение инвестиционного риска на финансовом рынке предполагает реализацию следующего комплекса мероприятий:
- повышение эффективности системы требований по раскрытию информации;
- решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;
- защита прав акционеров на рынке слияний и поглощений и при реорганизации;
- совершенствование корпоративного законодательства и развитие принципов корпоративного управления;
- развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке.


Социальная ответственность бизнеса в пенсионной сфере


С точки зрения социальной ответственности бизнеса, организации и предприятия должны прежде всего, заботиться просвещением населения в пенсионной сфере[5].
Первая и главная на сегодня задача – разъяснять собственным сотрудникам смысл, причины, цели и механизмы пенсионной реформы.
Вторая задача, плавно вытекает из первой – надо честно платить своим работникам «белую» зарплату и честно платить с нее ЕСН.
В свою очередь, с «проблемными и узкими местами» реформы надо бороться путем нормальной политической деятельности, общественной критики, разработки новых законопроектов, предложений новых технологий работы ПФР и НПФ.
Чем быстрее накопится долгосрочный инвестиционный ресурс, тем быстрее у бизнеса появится и сравнительно приятная четвертая задача: предлагать пенсионному рынку качественные инвестиционные проекты (в т.ч. долгосрочные) причем в таком оформлении, чтобы в них можно было вложить средства пенсионных накоплений.
Пятая задача заключается в том, что если бизнес признает одной из своих главных социальных задач борьбу с бедностью, то как не обратить внимание на бедность пенсионеров? Даже при самом удачном ходе реформы государственные пенсии еще много лет останутся устойчиво низкими по сравнению с зарплатами, причем соотношение пенсии с зарплатой (коэффициент замещения) будет тем ниже, чем выше была у человека зарплата. Средне- и высокооплачиваемые работники должны либо дополнительно копить себе пенсию сами, либо получать прибавку к пенсии благодаря корпоративным пенсионным программам, которые их работодатели могут осуществлять через негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Организовать такие программы и честно их финансировать – это и есть пятая задача.
Необходимо понимание того, что интерес предприятий к пенсионным фондам должен быть устойчивым. Благодаря таким фондам предприятия могут получить значительные налоговые льготы, решить проблему закрепления кадров, добиться необходимых финансовых средств для развития собственного производства.
Росту негосударственных пенсионных фондов в России при этом будут способствовать такие условия, когда:
• Темпы инфляции уменьшатся и долгосрочные вложения капитала на основе современных достижений НТП станут прибыльными;
• Процесс обновления постоянного капитала в России за счет национальных, а не только иностранных инвестиций станет массовым;
• Начнётся массовая выплата пенсий;
• Появятся серьезные налоговые льготы для предприятий, переводящих часть средств в пенсионные фонды;
• Совокупные активы негосударственных пенсионных фондов станут сравнимы с совокупными активами коммерческих банков.

Проблемы современного развития пенсионного обеспечения

Сложная ситуация в пенсионном обеспечении ставит ряд основных направлений: финансирование в краткосрочной перспективе, жизнеспособность в долгосрочной перспективе, воздействие на экономический рост, достаточность и другие вопросы распределения, снижение экзогенных и эндогенных рисков. По оценкам специалистов в настоящее время в пенсионной системе назревает кризис. Причиной его является ухудшение демографической ситуации вследствие увеличения количества пенсионеров, и недостаточности отчислений работающих граждан на финансирование пенсионной системы. В будущем пенсионный кризис может быть еще более масштабным за счет снижения уровня поступлений от источников финансирования[7].
Проблемы у ПФР еще более усугубились в 2005 году, когда правительство снизило ставку ЕСН. Накопительная часть пенсии от снижения налога не пострадала, но средств на выплату базовой и страховой пенсии сегодняшним пенсионерам фонду стало не хватать. В итоге второй год ПФР компенсируется нехватка средств государством. В случае падения мировых цен на нефть, бюджет ощутит дефицит средств, первыми при этом почувствуют это на себе пенсионеры. МВФ также отрицательно оценил снижение ЕСН, поскольку эта мера в совокупности с монетизацией льгот приведет к росту расходов бюджета примерно на 2% ВВП[8]. Государство пытается поэтапно повышать размер пенсий. Но дальнейшее увеличение пенсий при помощи только бюджетных вливаний увеличит инфляцию и поставит под угрозу стабильность пенсионной системы в будущем, функционирующей на нынешних неизменных приоритетах.
По данным ЦЭМИ РАН инфляция препятствует реальному росту пенсии, обуславливая падение на 23% в 1999 г. к примеру. Такая ситуация может создать еще более серьёзную проблему: накопительные пенсионные средства (к концу 2007 г. – около 500 млрд. руб. – только по системе НПФ и 247,75 млрд. рублей на начало 2006 года у ПФР), являющиеся крупными потенциальными инвестициями, могут значительно обесцениться к моменту превращения в реальные пенсии. При этом Пенсионный фонд пытаясь изменить возрастной ценз имеющих право на получение пенсии видимо не учитывает средний срок "пенсионной" жизни в России, который в среднем составляет -8,4 года (то же только в Перу и Румынии). В итоге такая реформа теряет привлекательность и доверие. Даже при нынешних ставках ЕСН дефицитность пенсионной системы могла бы резко пойти на убыль при легализации доходов. Однако недопонимание перспектив и целесообразности пенсионных вложений приводит к ослаблению связи между взносами и пенсионными выплатами, что приводит к нивелированию стимула уплаты взносов и создает стремления к раннему выходу на пенсию. Медлительность и отсутствие заметных сдвигов в реализации пенсионной реформы и становления рынка ипотечных ценных бумаг оказывает негативное влияние на фондовый рынок. В перспективе пенсионные деньги могли бы создать существенный спрос на ценные бумаги как первоклассных эмитентов, так и стимулировали бы развитие и выход на рынок новых. Пока же инвестиционная активность пенсионной системы невелика. Только система НПФ смогла обеспечить приток долгосрочных вливаний в 2006 году на рынок ценных бумаг в 23 раза больше, чем в 1999 году. Это позволило увеличить пенсию уже нынешним негосударственным пенсионерам в 8 раз. 
Существующая пенсионная система ведет к усилению дифференциации населения. За 2003-2004 годы темп роста пенсий (в реальном выражении) существенно отставал от темпов роста зарплаты, что явилось причиной дальнейшего роста расслоения населения. Такие явления на рынке труда ограничивают темпы экономического роста страны. Ничтожность социальных трансфертов (пенсии, стипендии и т.п.) явно сказываются на рынке труда, создавая избыточное давление на него тех социальных групп, которым пенсий и пособий явно не хватает для нормальной жизни (работающие пенсионеры по старости, студенты, инвалиды). Рост на 4,5 и 5,6% пенсий значительно отставал от роста потребления в 2003 и 2004 годах, в частности розничного товарооборота. Например, россияне расходовали в среднем примерно 14% своих годовых доходов на одежду и обувь, потребление этих благ пенсионерами составляло не более 3-5% (4-7% в бюджетной сфере). Если из роста пенсий (в среднем сейчас 2100 руб.) вычесть растущие расходы на ЖКХ (даже со льготами в 50%), то остаток средств в распоряжении этого слоя не рос на протяжении последних лет (отсюда рост расслоения и отсутствие сбережений). Таким образом, перед целыми социальными слоями выстроен барьер потребления. Потребительский бум в стране (рост расходов) фактически не коснулся этих слоев. Более того, происходит дальнейшая примитивизация их потребления. Этот процесс могла бы затормозить организация адресных программ социальной помощи за счет средств бюджета и дальнейшее усиление накопительной составляющей пенсионной системы.
С другой стороны, интеграция Российской Федерации в мировую систему хозяйства потребует сближения пенсионного законодательства Российской Федерации с пенсионным законодательством других стран, которые, установили высокие стандарты в этой области и имеют более рациональные пенсионные системы, позволяющие национальным товаропроизводителям оставаться конкурентоспособными.



Список использованной литературы:

  1. А. Соловьев Формирование базы данных актуарного оценивания пенсионной системы. // Пенсионные фонды/ №5(17) с. 542.
  2. Политика доходов и качество жизни населения /под ред. Н.А.Горелова – СПб.: Питер, 2003.- 734 с.
  3. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004 –XII, 1028 с.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2006 г. № 793-р "Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы" http://www.fcsm.ru/strateg.asp?ob_no=36646
  5. http://www.npftpprf.ru%20/Аналитические материалы негосударственного пенсионного фонда Торгово-промышленной палаты РФ.
  6. Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 790 " О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации"
  7. "Пенсионная реформа трещит по швам" 05.10.07 http://www.pensionreform.ru/pension/189077
  8. Тарасова Н.А, Фаерман Е.Ю., Хачатрян С.Р., Ерзинкян Э.А. Васильева И.А., Королева Н.В., Сушко Е.Д., Козырев В.В., Тарасова М.С. Моделирование и прогнозирование комплексных структур населения и анализ сценариев социальной политики/Препринт# WP/2006/201. - М.: ЦЭМИ РАН, 2006 - 102 с.
  9. А.В.Иванов Сценарии развития Российского рынка ценных бумаг / ж-л Проблемы прогнозирования 2004 №4 с.136
  10. Евстигнеева Л.П. Экономический рост: либеральная альтернатива/Л.П. Евстигнеева, Р.Н. Евстигнеев; Институт международных экономических и политических исследований РАН. - М.: Наука, 2005. - 519 с.
  11. [1] Федоров Л.В. Современные пенсионные системы. Москва, 2007. – 370 с. с.134.[2] В. Вьюницкий «На жизни одного поколения пенсионный возраст будет повышен дважды» http://fundshub.ru/?ID=20126

Комментариев нет: